География гостей

«За благословенный хадж воздаянием может быть только Райская обитель»…

1311325046 x 3b699b47Хадж (с арабского языка – стремление, намерение) является пятым столпом ислама. В терминологии шариата хадж – это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. С целью поклонения Создателю верующие посещают святые места, расположенные на территории современной Саудовской Аравии: города Мекку и Медину и их окрестности. Для паломничества предостав­ляется месяц Зуль-хиджжа по лунному календарю. Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульман в конце 9 г. с момента переселения Пророка Мухаммада (с.а.с.) из Мекки в Медину.

С тех пор приверженцы ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом на земле пророков и обратиться к Нему с просьбой о милости. «Совершающие хадж и умру, являются гостями Всевышнего. Что бы они ни попросили, Он им ответит. Если просят прощения, Он простит их»…

Хадж обязателен при наличии нескольких условий, человек должен быть:

  • мусульманином;
  • совершеннолетним;
  • разумным;
  • имеющим материальную возможность совершения хаджа, т.е. отсутствия долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж.

Условия выполнения хаджа:

  • хорошее состояние здоровья;
  • не должно быть препятствий для совершения хаджа (н-р, не должен находиться в местах заключения);
  • путь должен быть безопасным;
  • женщина должна быть в сопровождении махрама (мужа или близкого родственника). Допускается совершение паломничества с группой (не менее двух) заслуживающих доверия женщин.

В зависимости от способа совершения, паломничество может быть трех видов. Аль-Ифрад – это хадж без умры. В данном случае курбан (жертвоприношение) не является ваджибом (обязательным действием). Ат-Таматту – это совершение умры и хаджа входя в ихрам отдельно для каждого: в начале паломник входит в ихрам для умры, совершив ее, выходит из ихрама, а затем, с наступлением времени хаджа, вновь входит в ихрам для совершения хаджа. Для совершающих таматту курбан является ваджибом. Аль-Кыран – это совершение хаджа и умры в одном ихраме: при вхождении в ихрам верующий делает намерение на хадж и на умру. Сначала совершает умру, а затем, не выходя из ихрама, – хадж. Для совершающих кыран, курбан тоже является ваджибом. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

Хадж основывается на четырех столпах:

  • Аль-Ихрам: он представляет собой намерение приступить к исполнению обрядов хаджа.
  • Стояние на Арафате в соответствующее время.
  • Таваф аль-ифада: совершение обхода Каабы, после бросания камешков в большой столб (джамрат аль-акаба).
  • Сай (ритуальная ходьба) между холмами ас-Сафа и аль-Марва.

Кроме предписанных столпов хаджа, паломник должен совершить обязательные действия (ваджибат), и если он не совершит одно из них, ему необходимо сделать искупительное жертвоприношение, и раздать мясо на священной территории.

Обязательные действия:

  • Вхождение в состояние ихрама в микате с целью утверждения намерения.
  • По прибытии в Мекку совершение семикратного обхода вокруг Каабы, начиная с угла, в котором находится черный камень. Существует три вида обхода: «обход прибытия» (таваф аль-кудум), «обход устремления» (таваф аль-ифада), совершаемый в день заклания животного и «прощальный обход» (таваф аль-вадаа).
  • Ритуальный бег между холмами Сафа и Марва.
  • Ночевка в долине Мина.
  • Стояние на горе Арафат до захода солнца.
  • Ночевка в долине Муздалифа в ночь перед днем жертвоприношения.
  • Возвращение в Мина и бросание камешков в каждый из трех дней.
  • Сбривание или подстригание волос на голове в Мина или Мекке в дни жертвоприношения при выходе из состояния ихрама.
  • Жертвоприношение. Заклание тем, кто совершает хадж кыран или хадж таматту жертвенного животного на священной территории.
  • Совершение прощального обхода таваф аль-вадаа.

Хадж должен совершаться с искренним намерением, на средства, дозволенные шариатом, только ради Всевышнего, а не напоказ. Отправляясь в путь, необходимо расплатиться со своими долгами и покаяться в грехах. В ходе паломничества следует избегать сквернословия, стараться не причинять вреда окружающим и совершать одобряемые поступки. В микате мужчина входит в ихрам путем облачения в белую полотняную материю, представляющую из себя два куска ткани, а женщина может войти в ихрам в своей обычной, соответствующей нормам, одежде. Эта ритуальная одежда символизирует равенство всех людей перед Всевышним и меняет человека не только снаружи, но и изнутри. В ихраме паломник старается не совершать греховных поступков, быть добрее и терпимее к окружающим, поэтому «ихрам» имеет еще одно значение – состояние души. Далее произносится намерение о совершении вида хаджа. По прибытии в Мекку паломник совершает гусуль или вуду, затем идет в Масжид-уль-Харам, совершает обход таваф аль-кудум вокруг Каабы, после этого читает 2 ракаата намаза-нафиль, далее направляется к холму Сафа для проведения ритуала сай. В последующие дни, не выходя из состояния ихрама, паломник остается в Мекке. По возможности намазы совершает в Масджид-уль-Харам. Обряды хаджа начинаются в день Тарвия (8 Зуль-хиджжа), к этому времени желательно прибыть в долину Мина. А в день Арафы (9 Зуль-хиджжа) после утреннего намаза паломник направляется в долину Арафат, где остается до захода солнца. Там проводит время в мольбе и поклонении. После захода солнца направляется в долину Муздалифа, где совершает намазы, ночует и после рассвета возвращается в долину Мина. 10 Зуль-хиджжа, в день праздника жертвоприношения «Курбан-бай­рам», желательно соблюсти действия по порядку: бросить поочередно семь камешков в большой джамрат, совершить жертвоприношение, далее сбривание или укорачивание волос на голове и «обход устремления» таваф аль-ифада. На протяжении следующих трех дней (с момента прохождения солнцем зенита и до его захода) паломник бросает поочередно по семь камешков в каждый из трех столбов: в первый день – в малый джамрат (джамрат ас-сугра), во второй день – в средний джамрат (джамрат аль-вуста), в третий день – в большой джамрат (джамратуль-акаба). Перед самым отъездом совершается последний обязательный ритуал – прощальный обход Каабы (таваф аль-вадаа).

Хадж – неукоснительная обязанность мусульманина, выполнение которой не терпит отлагательства. Посещение мест, где родился наш Пророк Мухаммад (с.а.с.) и откуда пошло распространение ислама, вызывает духовный трепет, усиливает религиозные чувства. Там человек проявляет смирение и богобоязненность, получая за каждую ибаду достойное вознаграждение. «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха и воздержится от плохих слов и отношений, вернется таким чистым от грехов, каким он был в день, когда его родила мать,» - сказал Пророк Мухаммад (с.а.с.).