География гостей

День большого праздника в исламе

29552Курбан-байрам (Ид-аль-Адха) – день большого праздника в исламе – это праздник жертвоприношения ради Единого Творца, который отмечается в десятый день месяца Зуль-хиджжа исламского лунного календаря по окончании хаджа. Курбан – это поклонение имуществом. Откровение об этом виде поклонения было ниспослано во втором году Хиджры.

Когда мы говорим о празднике жертвоприношения, непременно вспоминается великий, почитаемый и мусульманами, и христианами, и иудеями пророк Ибрахим (библ. Авраам) (мир ему), именно он положил начало традиции заклания животного ради достижения милости своего Создателя, его довольства деяниями Своего творения.

Каждый из нас имеет мечту, живя на этой земле, и каждый обращается к Богу, моля Его о желанном, сокровенном, моля Его и тайно, и откровенно. Так и Ибрахим (мир ему), достигнув преклонного возраста, но еще не имея детей, воззвал, обратился с мольбой: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 100). Приняв молитву Ибрахима (мир ему), Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исмаилом (библ. Измаил) (мир ему). Прошли годы. Исмаиль (мир ему) достиг возраста, когда уже мог стать поддержкой и опорой своему отцу. Но Всевышний подверг пророка Ибрахима (мир ему) серьезному испытанию: во сне Аллах велел ему принести своего сына в жертву, а сон пророков – это есть Откровение от Бога. Из этого сновидения Ибрахим (мир ему) понял: Всевышний требует от него пожертвовать самым дорогим, самым долгожданным и близким его сердцу – своим сыном. Осознавая, что все от Всевышнего и все принадлежит Ему, Ибрахим (мир ему) смиренно приготовился к исполнению воли Господа. Он не подозревал, что это – лишь испытание, ведь Аллах, Господь миров, не нуждается ни в чьей жертве, и более того – не желает смерти человека, крови человека. А богобоязненный пророк, готовый покорно исполнить повеление Всевышнего, перед тем, как поднять нож над подчиняющимся и терпеливым сыном, услышал повеление Божье: «“О, Ибрахим! Ты оправдал сновидение”. Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его жертвой» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 104-107) – барашком.

В этой библейско-коранической истории Аллах повелевает пророку принести в жертву не сына, а животное, барашка. Со времен Ибрахима (Авраама) (мир ему) верующие следуют этому предписанию и стараются призвать друг друга к милосердию, состраданию, доброте и щедрости, вспоминая доброту Всевышнего и повеление Его не проливать человеческую кровь.

В этот день в мечетях мусульмане совершают праздничную молитву, раздают садака (милостыню), а после – навещают родных и друзей. Курбан (приношение в жертву животного) обязателен для любого совершеннолетнего, здравомыслящего мусульманина, владеющего имуществом в размере нисаб (минимальный достаток, с которого необходимо выплачивать закят), свободного от рабства и не являющегося путником. Выполняется жертвоприношение в первые три дня Курбан-байрама до намаза аль-магриб (вечернего) третьего дня праздника. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением (ният), выражая благодарность Творцу за ту милость, которую Он нам даровал. Необходимо соблюдать обряд убоя: резать курбан со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар», можно читать такбир Ат-Ташрик, перерезая шейные артерии, пищевод и дыхательные пути. Мясо жертвенного животного делят на три части: одну раздают бедным, вторую – родственникам и друзьям, третью часть оставляют своей семье. Можно все мясо раздать малоимущим. Мясо и шкуру курбана нельзя продавать или расплачиваться ими с мясником. Допускается отдать мясо не мусульманам в качестве подарка. Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, (им должно быть не менее года(допускается крупная 6-ти месячная овца, по размерам подобная годовалой)) корову, буйвола (не менее двух лет) и верблюда (не меньше пяти лет). Одну овцу или козу может принести в жертву один человек, одну корову, буйвола или верблюда – от одного до семи человек. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Оно становится непригодным к жертвоприношению, если животное больное или очень ослаблено, если оно слепое на один или на оба глаза, если один или оба рога сломаны до основания, если отсутствует или не достает более половины уха или хвоста, если повреждены соски, если хромое животное не в состоянии встать на ноги, если большая часть зубов повреждена так, что животное не может кормиться.

Кубран-байрам показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеления Создателя. Если у нас есть желание изменить свое положение, нашу жизнь к лучшему, то Аллах дает возможность и указывает пути, как быть и что следует делать для достижения этого. Нужно укреплять веру, духовно обогащать себя, воспитывать богобоязненность и быть всегда благодарным своему Создателю, соизмеряя свои поступки и задаваясь вопросом: будет ли доволен нашими делами и поступками Всевышний Аллах. «Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменятся сами» (сура 13 «Гром», аят 11). Даже совершая хадж, выполняя обряд жертвоприношения, не нужно думать, что человек навсегда освобождается и очищается от греха, - не в жертве дело: «Не доходят до Аллаха ни мясо [жертвенных животных], ни кровь их, Ему нужна лишь ваша набожность» (сура 22 «Паломничество», аят 37).

Жертвоприношение, совершенное состоятельными мусульманами, и распределение мяса среди бедных людей служат укреплению дружбы, братства и любви среди мусульман. Одновременно радуются и бедные, и состоятельные мусульмане. Радость, пришедшая с Курбан-байрамом, укрепляет спокойствие и единство в нашем обществе.