Мечеть "Мунира" в зимнее время
Одна из главнейших наших задач – воспитание благочестивого чувствительного человека, способного строить счастливое общество. Это возможно, если общество будет состоять из милосердных, открытых сердцем людей, желающих совершать добрые деяния и помогать нуждающимся. Доброта и щедрость отдаляет человека от скверны и приближает его к истине. В хадисах Пророка Мухаммада (с.а.с.) сказано: «Щедрый близок к Аллаху, близок к раю, близок к людям и далек от ада. Скупой же далек от Аллаха, далек от людей и близок к аду. Аллах больше любит щедрого невежду, нежели набожного скупого» (Тирмизи, Бирр, 40).
В исламе милосердие не только рекомендуется, но и является обязательной чертой любого мусульманина. Каждому предписана обязательная очистительная милостыня – закят, что с арабского языка объясняется как «очищение», «увеличение», «добро», «пожертвование». Закят является четвертым столпом ислама и очищает сердца людей от жадности. Закят – это поклонение Создателю имуществом, заключающееся в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части от доходов (или 2,5%) в пользу бедных и в благодарность Всевышнему. Намаз и закят упоминаются вместе, намаз можно назвать закятом нашего тела. Читая намаз, человек работает над своим духовным развитием, выплачивая закят – осуществляет достигнутое на практике. Закят показывает степень искренности верующего. Он напоминает мусульманам, что все, чем они владеют, принадлежит Богу. Людям дается богатство как доверенность от Бога, и закят, выплачиваемый во имя Аллаха, предназначен обеспечить нуждающихся, чтобы в обществе не было просящего или лишенного. Закят – это доля и право бедных и слабых в имуществе богатых и состоятельных людей. Это наша святая обязанность перед Создателем, очищающая и освобождающая от человеческой жадности и эгоизма, и дающая нам благо. Закят, как мост между разными социальными слоями, уменьшая число неимущих, объединяет общество, стирая вражду и зависть между богатыми и бедными. Кроме того, это мост в будущую жизнь, «кто выплачивает закят, тот, пройдя мост, обретает рай» (Абдурраззак, Мусаннаф, IV, 108). Деньги, данные на закят, могут использоваться только для определенных целей (поддержание бедных, сирот, вдов, нуждающихся, путников, освобождение рабов, должников, и др.).
Помимо обязательного пожертвования, в исламе существует добровольная милостыня – садака, которую верующие выплачивают по собственному усмотрению. Садакой считается все, чем мусульманин жертвует во имя Аллаха: время, силы, труд, деньги, проявление дружелюбия к кому бы то ни было и т.д. Всякое доброе дело есть садака. «Однажды посланник Аллаха Мухаммад (с.а.с.) сказал:
– Нет такого человека, который не должен был давать садаку каждый день, когда будет вставать солнце.
– О, посланник Аллаха, откуда же нам взять садаку, которую мы могли бы подавать другим? – спросили люди.
– Поистине, врата блага многочисленны! – сказал Мухаммад (с.а.с.), – Садакой является и произнесение слов «Субхан-Аллахи» («Слава Аллаху!»), «Аллаху акбар» («Аллах велик»). Ты подашь садака, если уберешь с пути то, что мешает людям или объяснишь что-либо глухому, или выведешь на правильный путь слепого, укажешь спрашивающему то, что ему нужно, окажешь помощь скорбящему, который взывает о помощи. Если ты улыбнешься своему брату, – это будет садакой, устранение камня, колючки с дороги, по которой ходят люди, – это тоже будет садакой». Пророк Мухаммад (с.а.с.) объяснял, что садака имеет более широкое значение добрых деяний, включая не только материальную, но и любую духовную помощь. Всякое доброе дело есть садака. Именно такой всеобъемлющий смысл приобретает это понятие, ничего не оставляя без внимания и не ограничивая одно другим.
Кроме всего вышеперечисленного, в исламе существует понятие инфак (благотворительность, пожертвование), оно означает трату имущества в момент необходимости на то, что приказано.
Выплата необязательной, но богоугодной милостыни в исламе поощряется. Если человек имеет мало или никаких доходов, милостыней считаются любые добрые дела, помощь близким и даже доброе слово. Отсюда следует, что любой, кто удовлетворен тем, что имеет, может давать милостыню. Каждый богат по степени своей удовлетворенности. Улыбка богатого душой является милостыней, потому что любовь, наполняющая его улыбку, дает умиротворение окружающим. Тот, кто беден душой никогда не будет богатым. Истинное богатство не зависит от размеров имущества, а зависит от богатства души. «Милостыня погашает ошибки, также как вода гасит огонь», – говорил Пророк (с.а.с.). «Совершение добрых дел защищает от всего дурного. Милостыня, данная в тайне, тушит гнев Господа. Поддержание родственных связей является причиной увеличения срока жизни». Пожертвования следует совершать из имущества, приобретенного дозволенным (халял) путем. Если милостыня из харама (запретного), Аллах ее не примет. Необходимо, чтобы садака было хорошего качества. При этом чувства берущего пожертвования не должны быть задеты. Нужно быть осторожным, чтобы не унизить бедного человека, не ранить его сердце, иначе милостыня не будет иметь никакой ценности перед Богом. Желательно давать садака скрыто – это будет благом для бедного, однако это можно делать и открыто, но совершать пожертвования нужно с искренним намерением, ведь Создатель видит наши деяния и читает наши сердца. Благочестивый Джалялетдин Руми так говорил: «Жертвуй своим имуществом ради Аллаха, чтобы порадовать хотя бы одну душу. Ее мольба осветит кромешную тьму твоей могилы». Ведь молиться за тех, кто дает милостыню – это естественно. Ни один человек не сочтет чрезмерным благодарность и пожелание добра («Да будет доволен тобой Аллах!») в адрес того, кто помог и поддержал его в трудную минуту. Нуждающиеся являются даром от Всевышнего для богатых людей, ибо, проявляя свою щедрость через помощь бедным, состоятельный человек может достичь довольства Аллаха. Самое лучшее для жертвующего, когда левая рука не знает, что дает правая. Награда за милостыню не прерывается даже после смерти. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Когда умирает сын Адама (человека) все его дела прекращаются, кроме трех вещей: текущая милостыня (милостыня с непрекращающейся пользой); знание, приносящее пользу; праведный ребенок, делающий за него (своих родителей) дуа».
Милостыню, по пользе, которую она приносит как отдельному человеку, так и всему обществу, можно считать самыми щедрыми вратами блага. Поэтому необходимо торопиться, чтобы не упустить пользу такого важного поклонения. «Человеку лучше отдать милостыню в один дирхем, когда он жив и здоров, чем отдать сто дирхемов, когда он находится при смерти», – говорил Пророк (с.а.с.).