География гостей

Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся!

kart1Ислам построен на пяти столпах:

  • Исламские свидетельства.
  • Выполнение молитвы-намаза.
  • Соблюдение поста в месяц Рамадан.
  • Выплата закята.
  • Совершение хаджа.

Эти пять принципов являются основными опорами ислама. Все они необходимы, но все же пятикратный намаз является главным обрядом, по которому Всевышний будет судить о благочестии своих рабов после их воскрешения. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Главное – это ислам, основой которого является молитва…». Молитва – это дверь к Аллаху, которая всегда открыта. Она утешает и ободряет человеческую душу. Аллах узаконил молитву для того, чтобы она стала средством духовного возвышения для верующего, благодаря чему он мог бы поминать Всевышнего. Совершая молитву, благочестивый мусульманин ежедневно преклоняется перед Господом и находит Его благорасположение. Кроме того, предназначение молитвы состоит в том, чтобы служить внутренним препятствием, которое удерживало бы верующего от совершения грехов. «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай молитву. Воистину, молитва удерживает от мерзости и предосудительного…». Тот, кто правильно выполняет намаз, отстраняет себя от грехов, укрепляет свою веру и открывает для себя путь в рай. Каждый совершеннолетний, разумный мусульманин обязан соблюдать намаз, совершая молитву с искренним намерением в сердце при условии чистоты помыслов, чистоты тела, одежды и места ее совершения. При совершении общей молитвы, впереди молящихся стоит имам, который руководит намазом, повернувшись лицом к Каабе.

Молитвы в исламе подразделяются на обязательные (фард и ваджиб), одобряемые (сунна) и дополнительные (нафиля). Совершение намаза фард обязательно, его преднамеренное несовершение делает человека неверующим перед судом Всевышнего. Неисполнение намазов сунна и нафиля не является греховным, но за их совершение человек получит награду в Судный день. Мусульманину предписывается совершение молитвы-намаза пять раз в день в установленное время (это намазы фард):

  • Ас-субх (утренний): 2 ракаата сунны, 2 ракаата фарда. Время начинается с появлением светлой полосы на востоке параллельно горизонту и заканчивается с появлением над горизонтом края солнечного диска.
  • Аз-зухр (полуденный): 4 ракаата сунны, 4 ракаата фарда, 2 ракаата сунны. Время начинается с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада и тень начинает увеличиваться в сторону востока. Оно продолжается, пока длина тени не становится равной длине самого объекта плюс минимальная полуденная тень от объекта.
  • Аль-аср (послеполуденный): 4 ракаата фарда. Время начинается, как только заканчивается время намаза аз-зухр, и продолжается до полного захода солнца.
  • Аль-магриб (вечерний): 3 ракаата фарда, 2 ракаата сунны. Время начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката.
  • Аль-ишаа (ночной): 4 ракаата фарда, 2 ракаата сунны. Начинается по окончании времени намаза аль-магриб и продолжается до наступления времени намаза ас-субх.

Обязательные намазы, помимо пятикратного:

  • Аль-джума (пятничный): 4 ракаата сунны, 2 ракаата фарда, 4 ракаата сунны. Время намаза аз-зухр пятничного дня.
  • Аль-джаназа (по усопшему) – это фард кифайя. Состоит из 4 такбиров и стояния.

Намазы ваджиб, выполнение которых необходимо:

  • Аль-витр: 3 ракаата. Совершается после намаза аль-ишаа в ночное время. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале ее, а кто уверен, что встанет в конце ночи, пусть читает намаз витр в конце ночи, ибо поистине, намаз, совершенный в конце ночи, имеет свидетелей (ангелов), и поэтому читать витр в это время лучше».
  • Праздничные намазы: 2 ракаата. Начинается примерно через 50 минут после восхода солнца в праздничный день и продолжается, пока солнце не достигнет зенита.

Нафиль-намазы – это дополнительные молитвы, которые можно выполнять сверх обязательных. Они могут совершаться дополнительно к фард-намазам. К ним относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь (во время намаза аль-ишаа) на протяжении месяца Рамадан. Помимо этого, нафиль-намазы могут совершаться независимо от фардов (они называются мустахабом или мандубом). Они совершаются в разное время с целью получения большего вознаграждения. Некоторые из них: ад-духа (в утреннее время); ат-тахаджуд (совершается после полуночи); тахиятуль масджид (молитва приветствия мечети); аввабин (после вечерней молитвы аль-магриб); намаз омовения.

В мечети к обязательной молитве мусульман призывает муэдзин, читая азан, повернувшись лицом к Каабе. Азан был узаконен после переселения Пророка (с.а.с.) из Мекки в Медину, о чем сообщается в хадисе Абдуллаха б. Умара, который сказал: «(В первое время после переселения) в Медину мусульмане, собиравшиеся на молитву, (старались) определить, когда им начинать ее, так как никто к ней не призывал. Однажды они стали обсуждать этот вопрос, и некоторые сказали: “Заведите себе такой же колокол, как у христиан”. Другие сказали: “Нет, (лучше) трубу наподобие рога иудеев”, что же касается Умара, то он сказал: “А не поручить ли вам какому-нибудь человеку призывать (других) к молитве?” И тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) велел: “О Билял, встань и призови (людей) к молитве!”». Здесь имеется в виду не общеизвестный, современный азан, а просто уведомление людей о наступлении времени молитвы. Позднее азан был узаконен в том виде, в каком мы его знаем сейчас, после того, как один из сподвижников (Абдуллах б. Зайд) услышал слова азана во сне и рассказал об этом Пророку Мухаммаду (с.а.с.).

Помимо выше перечисленных видов молитв, верующий может обращаться к Всевышнему с молитвой-дуа – это выражение желания человека, исходящее из его материальных, духовных и душевных потребностей. Дуа служит духовным мостом между Творцом и рабом его. Это родник надежды для страждущей души, упование на Создателя, обращение помыслами к Нему, мольба о помощи. Молитвы-дуа следует возносить не только во время намаза или религиозных обрядов, но всегда и везде. Дуа не ограничена ни временем, ни пространством. Коль человек взывает к Владыке своему и уповает на Него в смирении душевном, то и Он принимает его молитвы как выражение искренней любви и поклонения. Господь повелел: «Взывайте ко мне, и Я удовлетворю вашу мольбу…».