МОСКОВСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ по вопросам джихада, такфира и халифата I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (в ней даются подробные разъяснения по основным вопросам)
Сегодня как никогда мусульманская умма сталкивается с попытками использования ислама в политических целях, не имеющих ничего общего с самим исламом. Исламскую символику и лозунги использовали для оправдания национальной вражды и ослабления России путем создания «управляемого конфликта» между мусульманами и христианами.
В результате чего стала проливаться кровь граждан России: и мусульман, и не мусульман.
В настоящее время из средств массовой информации мы много узнаем о, так называемых, террористах-мусульманах, о различных столкновениях на межнациональной и межконфессиональной почве, зачастую заканчивающихся пролитием крови ни в чем не повинных простых людей. Давайте все вместе на минуту задумаемся: может ли истинный мусульманин стать террористом, и проливать чужую кровь? Уже само это словосочетание, кажется, кощунственным для человека, знающего основы учения ислама.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Тот человек любим Аллахом, кто с наибольшим вниманием относится к себе подобным». Предназначение ислама состоит в том, чтобы мусульмане всей душой и всем сердцем чтили, любили Аллаха и уважали Его творения, прежде всего – человека.
Ислам – это не только признание определенных религиозных основоположений и выполнение соответствующих обрядов, это образ жизни человека, весь его жизненный путь по прямой дороге благочестия от начала и до конца земной жизни. Ислам содержит простые человеческие ценности, которые все народы считают общечеловеческим достоянием. Среди них мы можем поставить в первый ряд милосердие и благородство, совершение добрых дел и справедливость, смирение и терпимость, ответственность и умеренность, усердие и отзывчивость. Быть мусульманином – значит чтить родителей и заботиться о них, о жене своей, о детях, всех близких и соседях, помогать тем, кто нуждается в поддержке, у кого нет крова, одежды или еды. Именно такой человек, с открытым сердцем и совершаемыми добрыми делами во благо мира и всех творений Божьих, может называть себя мусульманином, намерения которого направлены на созидание и развитие, как самого себя, своей семьи, так и всего общества.
В нашей газете мы помещаем международное богословское заключение, принятое большинством ученых исламского мира для разъяснения понятий джихада, такфира и халифата, которое даст понимание в этих вопросах любому читателю: что является разрешенным, а что запрещенным действием.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
(в ней даются подробные разъяснения по основным вопросам)
1. Запрет на кровопролитие
Аллах почтил человека, сотворил его лучшим сложением и возвысил его. Свидетельством заботы Аллаха о человеке является тот факт, что Всевышний запретил нападать, убивать, обезглавливать и ранить человека. Многие аяты Священного Корана запрещают убивать человека, предупреждают о недопустимости восхваления кровопролития в исламе. Аллах указал на то, что насилие по отношению к одному человеку является насилием по отношению ко всем людям. Всевышний, хвала Ему, сказал: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-либо, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а – убийцей.] А кто оживит одну душу [спасет другого от смерти, предотвратит убийство; духовно или физически исцелит, вылечит], тот подобен оживившему все человечество!» (сура «Трапеза», аят 32).
Сохранение душ и крови, запрет на причинение им ущерба и на кровопролитие по ложной причине являются общим знаменателем всех божественных и ниспосланных ранее законов. Дело в том, что существование человечества и преемственность божественной миссии зависят в основном от человеческой жизни, и поэтому данное положение является важнейшей, главной и необходимой основой сдерживающего начала в человеке и существующих запретов.
2. Понятие джихада
Слово «джихад» представляет собой следование правильным путем, сознательные и благоразумные деяния. Джихад убеждал народы в массовом порядке уверовать в Аллаха. Джихад никогда не был направлен на порабощение народов или на истощение природных ресурсов.
В отношении джихада в исламе была разработана специальная концепция, соответствующая цивилизованному характеру мусульманской религии, который не считает джихад «разрушительным проектом» или «планом мести» и включает в себя ряд правил, положений и критериев, призванных сохранить цивилизованную роль джихада в исламе. Среди наиболее важных положений и критериев джихада можно отметить следующие:
1) В исламе слово «джихад» имеет множество широких и всеобъемлющих смыслов. Джихад не сводится только к ведению войны и применению оружия в отношении противника. Сводить понятие джихада только к ведению войны, не учитывая при этом другие компоненты смысла этого понятия, неправомерно. Такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных измышлений.
В ранние времена ислама предписывалось вести мирный джихад, в том числе джихад души, заключавшийся в повиновении Аллаху. Об этом говорят хадисы («среди них – любовь к родителям»), («вот и веди джихад за родителей»).
Ибн Таймийя дал следующее определение джихаду: «Он включает явные и тайные виды поклонения, среди которых: любовь к Аллаху, верность Ему, упование на Всевышнего, вручение Ему своей души и имущества, терпение, благочестие, произнесение имени Аллаха, подкрепляя это делами, сердцем, призывом, аргументом, языком, мнением, образом действий, работой, имуществом. Ваш джихад – это любовь, верность, упование, произнесение имени Аллаха. Что же касается военного джихада, то это сатанинский обман для незавершенных условий и требований».
Здесь уместно вспомнить слова Имама аль-Харафейна о том, что «если бой ведется только с целью убийства и уничтожения, то это позорное деяние». Эти слова относились к военным действиям тиранов и деспотов.
2) Джихад в значении войны тесно связан с двумя важными условиями: способностью победить в ней и приоритетом общественной пользы от этой войны. Игнорирование этих двух условий может привести к тому, что молодежь и чрезмерно экзальтированные люди могут своими немотивированными действиями способствовать возникновению опасной ситуации.
3) Джихад в значении войны никогда не был самоцелью. Мусульмане никогда не начинали войну только ради самой войны. Военные действия на пути Аллаха в истории всегда могли быть оправданы только в качестве (крайнего) средства сохранения и укрепления религии ислама, возможности исповедания и возвеличивания слова Аллаха Всевышнего. Джихад – это одно из многих средств достижения великих целей и высоких надежд, но не самоцель.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в одних случаях (конфронтации его государства с врагом) сражался в бою, в других – заключал перемирие, в третьих – вступал в союзы, в четвертых – обходился вообще без военных действий. Настойчивость в избрании военного пути (в исламском государстве) была оправдана только тогда, когда общественная польза была явно выше пагубных последствий.
4) Джихад (в истинном значении этого слова) является важным средством следования людей прямым путем к истине и к служению Богу. Следование людей прямым путем является благородной целью и высоким устремлением людей, взывающих к Аллаху. И наконец, следование прямым путем выше военного джихада, так как цель выше средств. Если же средства противоречат цели, предпочтение отдается цели.
Имам аль-Карафи, подчеркивая в «Аз-Захира», что джихад является средством, а не целью, пишет: «Положения шариата гласят о двух сторонах действия: целях (намерениях) и средствах. К целям относится хадж, а путь следования к хаджу является средством. Защита религии, проповеди – это цель, а джихад – это средство».
Завершая рассуждения о данном вопросе, аль-Карафи пишет: «Несмотря на кажущуюся очевидность того факта, что средство не ведет к цели, считать так будет ошибкой».
5) Джихад должен осуществляться только на пути Аллаха (согласно шариату: правовым нормам исламского государства) и не должен превращаться в смуту. Именно в этом заключается высокое предназначение джихада. Если же он вызывает смуту, превращается в подстрекательство, приводящее к прекращению проповеди ислама, если он уводит людей от истины, отпугивает и отдаляет молодежь от чистой проповеди религии, то это означает, что джихад не выполняет своего высочайшего предназначения (не является по сути джихадом). Такой джихад надо прекратить.
Только следование прямым путем и служение Богу отвечает интересам человека.
Выведение из темноты к свету – вот что является самоцелью. Уберечь людей от прегрешений, направить их на путь покорности и терпения, спасти их от огня адова и привести их к раю – вот в чем состоит великое предназначение джихада.
Только следование прямым путем и служение Богу отвечает интересам человека.
Выведение из темноты к свету – вот что является самоцелью. Уберечь людей от прегрешений, направить их на путь покорности и терпения, спасти их от огня адова и привести их к раю – вот в чем состоит великое предназначение джихада.
В Коране сказано: «Не губи себя переживаниями о том, что они не уверовали в Слово Божье [Священный Коран. Не убивайся печалью и скорбью за них. Ведь тебе необходимо лишь призывать]!» (18:6).
Какую пользу ислам и умма могли бы обрести, если бы находящийся на смертном одре мальчик-иудей объявил о принятии ислама после того, как его благословил Пророк (мир с ним и благословение Аллаха)? Какую пользу могла извлечь община из обращения в Ислам находящегося на смертном одре Абу Талиба?
6) Военный джихад в рамках предписаний Аллаха, будучи в этих рамках величайшей добродетелью, тем не менее представляет собой только одно из многих предписаний ислама, один из многочисленных альтернативных путей. Поэтому недопустимо сводить ислам к военному джихаду и приравнивать к нему ислам, а военный джихад отождествлять с исламом. Сводить ислам к военному джихаду – значит исключать многочисленные очевидные альтернативные виды действий Пророка, данные нам в Божественном Откровении.
7) Законность джихада в значении войны (мусульманского государства) и военных действий зависит от явного преобладания общественной необходимости и пользы. Если война или военная акция чревата пагубными последствиями, несоразмерными с общественной пользой, то они запрещаются, и имамы (предводители) должны отказаться от них.
Аш-Шатыби в этой связи сказал: «Если доказано, что те или иные цели отвечают интересам людей, а действия по достижению этих целей являются обоснованными, то это оптимальный вариант. Если же действие внешне соответствует цели, но общественная польза противоречит таким действиям, то данные действия становятся неправильными и незаконными. Дело в том, что законные действия не являются самоцелью. Они должны быть соотнесены со смыслами этих действий и общественной пользой, ради которых они и могут быть разрешены».
Эту же мысль подтверждает Ибн Таймийя: «Если благие и пагубные последствия противостоят друг другу, то существующие нормы шариата, упоминая о необходимости получения пользы и недопустимости пагубных последствий, говорят также о необходимости рассмотрения имеющихся контраргументов. В тос случае, если при рассмотрении окажется, что упущенная польза и возможные пагубные последствия преобладают, данное действие не является более повелением, а запрещается, ибо вред, причиненный им, будет больше, чем польза».
8) Существует неразрывная связь между нормами шариата о джихаде и анализом его предполагаемых результатов и последствий. Установлено, что правильное или допустимое средство не обязательно влечет за собой правильное суждение о нем. Такое суждение может быть вынесено только после анализа возможных результатов и последствий того или иного действия.
Аш-Шатыби в этой связи говорил, что «анализ последствий тех или иных действий является обоснованным и само собой разумеющимся с точки зрения закона (шариата) делом, так как муджтахид судит о делах только после анализа последствий таких действий. Действие может содержать в себе пользу, которую можно получить, но может также привести к пагубным последствиям, противоречащим (объявленным) целям».
В сою очередь, Аль-Кайим сказал, что «Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) отказывался казнить врагов исламского государства, выдающих себя за мусульман, так как подобные действия могли оттолкнуть от него людей, которые сказали бы, что «Мухаммед убивает своих сподвижников». Такие слова могли оттолкнуть и отпугнуть от ислама как новообращенных, так и тех, кто еще не принял его. Пагубных последствий от этого было бы гораздо больше, чем пользы, а благих последствий от отказа казнить оказалось гораздо больше, чем пользы от (предписанной законом) казни».
9) Согласно шариату, полномочия по практическому применению положений джихада неоспоримо принадлежат ученым-муджтахидам (имеющим право иджтихада – самостоятельного извлечения смысла из норм шариата).
Существует большая разница и огромное расстояние между применением положений и норм шариата муджтахидами, с одной стороны, и между распространением знаний, разъяснением суждений и норм, проповедью и искусством риторики, с другой. Об этом говорил Аш-Шафии применительно к тем, кто противодействует изданию фетвы: «Если бы дело они имели на это право, то они сами должны были бы выступать и издавать фетву о разрешенном и запретном, в противном же случае они должны только говорить о знании, но не издавать фетву».
Алим-муджтахид лучше, чем кто-либо другой, знает труды других ученых, а его сочинения и научные труды свидетельствуют о его глубоких познаниях, позволяющих ему самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманского права.
3. Такфир и применение норм шариата
Необдуманность в такфире (объявлении о неверии кого-либо) является большим злом и огромной опасностью. Сколько бед, пагубных последствий и печальных результатов принесло умме это явление! Не должны проявлять поспешности в этом вопросе те, кто имеет хотя бы минимум богобоязненности и хотя бы небольшие знания, кто сохраняет спокойствие духа.
Никто не может быть наказан на основании ненависти. Если же кто-то будет наказан или притеснен, но при этом будут отсутствовать признаки религиозной нетерпимости или ненависти по отношению к противникам, тогда такфир будет считаться суждением, основанным на шариате и базирующимся на положениях и принципах, таких как разница между обобщением и определением, между меньшим и большим суждением, а также выдвижение аргумента.
Является крайностью вынесение суждения по всем случаям обвинения в неверии (куфр) и вероотступничества без учета различных прецедентов, без анализа при этом разных ситуаций и вариантов, что и демонстрируют некоторые фанатично настроенные лица, отличающиеся незнанием (невежеством) и слепой нетерпимостью и убежденностью в своем превосходстве над другими людьми.
Имам Аш-Шаукани (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Итак, льются слезы, оплакивается ислам и мусульмане после того, как религиозная нетерпимость овладела умами большинства мусульман, ополчившихся на неверующих не вследствие требований сунны, Корана, установлений Аллаха и доказательств, а из-за разнузданной религиозной нетерпимости, в результате чего сатана проклятый смог разобщить мусульман и заставил их принуждать друг друга, что напоминает попадание в воздух мельчайших частиц пыли, производящих мираж. Мусульманам стала угрожать беда. Поистине, величайшая беда нависла над религией. Такой угрозы на пути верующих еще не было!».
Неправомерный и лишенный смысла такфир по отношению к мусульманам оборачивается большим злом и чреват пагубными последствиями, главное из которых – утрата справедливости, предполагающей, что выносящий суждение по такфиру должен быть подготовленным и компетентным человеком. В то же время тот, кому приписывают неверие (куфр) должен иметь право на самозащиту и на заявление о допущенной в отношении него несправедливости.
Оправдательное суждение на этот счет выносится после доказательства невиновности и предупреждения. Необходимо заявить о невиновности того или иного лица и о его непричастности к тем или иным нарушениям, таким, как поклонение не Аллаху (во всех случаях).
К пагубным последствиям такфира относится разлучение лица, которому приписывается неверие, с его женой, разрыв между ним и мусульманами, пролитие его крови и присвоение его имущества. Он лишается права наследовать, быть опекуном. После смерти его тело не подлежит омовению, завертыванию в саван, над умершим не совершаются молитвы, вводится запрет на его погребение на мусульманском кладбище.
Если такие действия предпринимаются по отношению к тому, кто этого не заслуживает, это может привести к расколу уммы, (массовому) кровопролитию и неправомерному присвоению имущества. Кроме этого, к пагубным последствиям относится лишение неповинующихся возможности раскаяния, что вызывает отчаяние и уменьшает надежду на милость Аллаха.
Аз-Захаби сказал об Аль-Ашари: «У аль-Ашари есть слова, которые мне очень нравятся. Эти слова подтверждены аль-Байхаки, который слышал Абу Хазима аль-Абдауи, который, в свою очередь, ссылался на Захида ибн Ахмада ас-Сархаси, который сказал: незадолго до прихода в мой дом в Багдаде, Абу Хасан аль-Ашари пригласил меня к себе. Когда я пришел к нему, он сказал: свидетельствую, что я не обвиняю в неверии никого из мусульман. Ведь все говорят об одном Боге. Разными являются только слова, в которые облекаются их суждения.
Тогда я сказал ему: именно таким образом я исповедую свою веру. Подобно этому Ибн Таймия говорил в конце своей жизни: я не обвиняю в неверии никого из уммы. Он также говорил: Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) сказал: «Только верующий сохраняет обычай омовения. Тот, кто придерживается обычая омовения, является мусульманином» («Жизнеописания выдающихся благородных мужей» 15/88, перевод аль-Ашари).
Убежденные улемы не обвиняют в неверии никого из мусульман».
4.Отношение к иноверцам («неверным»)
Что означает понятие «верность»? Это понятие связано с преданностью в вере, в религии, и именно оно становится основой для обвинения в неверии!
Известно, что чрезмерность в вопросах преданности и отречения являлась характерной чертой хариджитов, которые строили свое учение (мазхаб), считая этот вопрос шестым столпом ислама. К этому подходу критически относился имам Ахмад ибн Ханбал, да смилостивится над ним Аллах. В своем труде «Книга сунны» он писал, что «учение о преданности и об отречении (в их трактовке) является ересью».
Группа хариджитов отошла от ислама именно в трактовке понятий преданности и отречения. Она считала, что правы в данном вопросе только те, кто верит в положение их учения, считающего правильным обвинение в неверии совершающего грехи, и особенно смертные грехи. Их позиция по отношению к сподвижникам Пророка заключается в том, что они признавали Абу Бакра и Омара и отрекались от Усмана и Али.
Понятие отречения употребляется чаще всего по отношению к действиям, а не к людям. Всевышний сказал: «Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я свободен от того, что Вы делаете!»» (сура «Поэты», аят 216).
Пророк, мир с ним и благословение Аллаха, сказал: «О Аллах! Я свободен от этого…».
Что же касается верности с целью получения пользы в этом мире, доброго общения, поиска путей согласия в совместной жизни, то это не является порицаемым поступком. Наоборот, это достойно восхваления. Наш господин Юсуф сказал правителю Египта: помести меня на сокровища Земли!
Сподвижники Пророка, находясь на земле Эфиопии, присягали в верности ан-Нахаши до принятия им ислама, так как он был справедливым христианским правителем. Поэтому нет никаких разногласий относительно того, дозволено ли совершать такой вид присяги (верности).
Аль-Фахр Ар-Рази в своем «Большом толковании» приводит в этой связи слова Всевышнего Аллаха: «Пусть верующие не берут себе близкими (учителями) неверных помимо верующих. А у того, кто сделает это, нет с Аллахом ничего общего» (сура «Семейство Имрана», аят 28).
Он также упомянул третий вид запретного, а не неверия («куфр»). Речь идет о верности и дружбе в распутстве и в нанесении ущерба мусульманам. Об этом говорится в суре «Испытуемая»: «О уверовавшие! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа» (сура «Испытуемая», аят 1).
В истории Хатыба Ибн Абу Балта, да будет доволен им Аллах, говорится, что «он послал письмо врагу, речь шла о планах мусульман по походу и завоеванию (неверных). Этот человек не является ни неверным (кяфиром), ни хариджитом. Его упрекнули в этом поступке, а он отделался извинениями».
Четыре имама достигли согласия в том, что если мусульманин является лазутчиком (шпионом) неверных, его нельзя считать неверным (кяфиром), если он не стал неверным по убеждению. Это пояснил имам аш-Шафии, да пребудет над ним милость Аллаха.
Итак, верность (преданность) бывает трех видов: разрешенной (необходимой, должной, полученной в зависимости от цели и потребности); означающей неверие, если является убеждением; запретной, но не означающей неверие, если речь идет о безнравственности, которая касается и мусульманина и немусульманина.
Верность близким необходима в силу слов: «помолись за свою мать» (даже если мать была язычницей). Врожденная тяга или характерная для горцев любовь к родственникам из немусульман не противоречит принципам помощи и оправдания за исключением тех случаев, когда речь идет о невыполнении долга или о совершении запрещенного поступка.
Всевышний сказал: «Обладатели же родства – одни ближе другим в Писании Аллаха» (сура «Добыча», аят 75).