Мусульманские праздники на 2018 год
Начало Раджаба (трех месяцев)
19 марта (1 раджаба)

Ночь вознесения Пророка (Ляйлят аль-ми`радж)
13/14 апреля (27 раджаба)

Ночь очищения (Ляйлят аль бара`ат)
 1/2 мая (15 ша`бана)

Начало поста Рамадан
16 мая (1 рамадана)

Ночь могущества (Ляйлят аль-кадр)
11/12 июня (27 рамадана)

Праздник разговения, Ураза байрам (`Ид аль-фитр)
15 июня (1 шавваля)

 Начало месяца зуль-хидджа
13 августа (1 зуль-хидджи)
 
День `Арафа
20 августа (9 зуль-хидджи)

Праздник жертвоприношения, Курбан байрам (‘Идуль-адха)
21 августа (10 зуль-хидджи)

Начало 1440 года по хиджре
12 сентября (1 мухаррама)

День `Ашура
21 сентября (10 мухаррама)

Ночь рождения Пророка Мухаммада (Мавлид ан набий)
20/21 ноября (12 раби` аль-авваля)
География гостей

Пророк Ибрахим (алейхиссалям)

333Пророк Ибрахим (алейхиссалям)
Пророк Ибрахим (а.с.) был послан Всевышним Аллахом народу Кяльдани. Родиной его стала страна халдеев, так называли Вавилон и прилегающие к нему территории. Отец Ибрахима, Тарих, был известным мастером по изготовлению статуй идолов. Знатоки генеалогии считают, что прозвище Азар он получил по имени идола, которому поклонялся.
В те далекие времена в Вавилоне правил высокомерный и гордый правитель Немруд.
Однажды привиделся ему странный сон, который так пояснили предсказатели: «Среди новорожденных в этом году будет тот, кто не будет придерживаться Вашей религии, разобьет идолов и станет причиной Вашей смерти…». Чтобы избежать этого, разгневанный Немруд приказал лишать жизни всех новорожденных мальчиков.

Как раз в это время жена Азара носила в своем чреве ребенка, но, по милости Создателя, об этом никто не знал, кроме них самих. Когда родился Ибрахим (а.с.), она спрятала сына в пещере и каждый день приходила его кормить. Ребенок рос не как все дети. Он удивлял мать тем, что за день вырастал как за месяц, а за неделю – как за семь месяцев. Поэтому она поняла, что ее сыну покровительствует Сам Всевышний. В одной из легенд, дошедших до нас, говорится, что в отсутствие матери Всевышний отправлял к младенцу ангела Джабраиля (мир ему), и, по Воле Всевышнего, из пальца малыша текли молоко, мед, сок фиников, которыми он и питался.

Когда Ибрахим (а.с.) покинул пещеру, он, используя полученные знания от Создателя, начал призывать к единобожию. Всевышний Аллах говорит: «Упомяни [Мухаммад] в Книге [в Коране] Ибрахима (Авраама), он ведь был правдивейшим пророком [ложь, в какой бы то ни было форме, не звучала в его речи]» (Св. Коран, 19:41).

Вначале он попытался наставить на путь истинный своего отца, на что тот только разгневался.

«Сказал он [Авраам] своему отцу: «О, отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит?! Оно ничем не сможет тебе помочь [это всего-навсего рукотворные идолы] ... Папочка, я получил то знание, которого нет у тебя [узнал о том, о чем ты не знаешь; о том, что может сделать тебя счастливым в обоих мирах], а потому последуй за мною, и я направлю тебя на верный, правильный путь… Папочка, не обожествляй Дьявола [поклоняясь своим идолам], ведь он проявил непокорность Всемилостивому Господу [ослушавшись, он завел себя в адскую обитель]! О, отец мой, боюсь, что [если ты не прислушаешься ко мне, тогда] тебя постигнет от Всемилостивого наказание, и ты станешь соратником Сатаны [и его соседом по вечной обители]» (Св. Коран, 19:42–19:45). 

«Отец [сердито] воскликнул: «Ибрахим (Авраам), ты недоволен моими богами?! Если ты не прекратишь все это, тогда я убью тебя, забросав камнями [или: «прокляну тебя, забросаю проклятиями и оскорблениями»], оставь меня надолго (навсегда) [оставь меня в покое]!»» (Св. Коран, 19:46).

«Тот ответил: «Мир тебе [я плохого не желаю], буду молить Господа, чтобы Он простил тебя [благословил и наставил на верный путь]. Он щедр и внимателен ко мне [не отвергнет мою просьбу]. Я отстраняюсь от вас [поклоняющихся идолам] и от всего того, чему вы молитесь помимо Бога. Я буду просить Его, надеюсь, Он ответит на мою молитву» (Св. Коран, 19:47 – 19:48).

Азар из простого дерева изготавливал идолов и посылал своих сыновей их продавать. Ибрахиму (а.с.) никогда не нравилось это занятие. В суре «аль-Анбия» Священного Корана рассказывается как, с помощью Всевышнего, Ибрахиму (а.с.) удалось избежать сожжения на костре. Однажды, когда весь народ собрался за городом на праздник поля, Ибрахим (а.с.) пробрался к капищу, где стояли изваяния, и изрубил топором всех, кроме самого главного идола, сидевшего на золотом троне, а топор повесил на его плечо, будто это сделал он. Вернувшись, люди увидели, что произошло с истуканами и, подозревая в содеянном Ибрахима (а.с.), повели его на «людской суд».

«Это ты поступил так с нашими богами?» – спросили они. Он парировал: «Нет, это сделал их главный, он! [при этом Авраам указал на оставшегося самого большого идола]. Спросите у них [кто сотворил с ними такое], если они вообще когда-либо разговаривали [если только они ответят вам]»… «И что же это, вы помимо Бога поклоняетесь тому, что ни малейшей пользы, ни вреда вам принести не может?! Досадно, обидно! Тьфу на вас и то, что вы обожествили [из земного и тленного] помимо Бога. Почему бы вам не поразмыслить?!»

Народ [не имея разумных, логических аргументов, включил эмоции и] завопил: «Сожгите его! Спасайте своих богов, если вы в состоянии что-либо предпринять!»

В мгновение, когда Авраам летел в огромное, специально для него разожженное пламя, появился ангел Джабраил (Гавриил) и спросил: «Тебе помочь?» Авраам ответил: «Всевышнего мне достаточно, и Он – наилучший покровитель».«Ну, тогда попроси Господа», – забеспокоился Джабраил, ведь, попав в огонь, посланник Божий сгорел бы заживо за несколько минут. Пророк ответил: «Достаточно того, что Он знает о моем положении дел».

«Мы повелели [говорит Господь миров]: «Огонь, стань холодным (прохладой) и безопасным для Ибрахима (Авраама)». [Так оно и произошло. Авраам, к удивлению всех присутствовавших, никак от огня не пострадал, оказавшись в его эпицентре]… Они желали поквитаться с ним, а Мы превратили их в полностью проигравших (ввергли в худшее из худших положений) [ведь произошедшее выявило его правоту, а они, посягнув на жизнь Божьего посланника, удостоились серьезного наказания]… Мы спасли его (Авраама), а также Лута (Лота) [бывшего племянником Авраама]. Местом спасения явилась земля, наполненная Божественной благодатью, причем для всех миров» (Св.Коран, «аль-Анбия»)…

Создатель, за проявленную Ибрахимом (а.с.) покорность, повелел огню: «О, пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима» (21 Сура «Аль-Анбийя», 69). По Воле Всевышнего, огонь не сжег Пророка (алейхиссалям), а превратился для него в прекрасный сад. Некоторые идолопоклонники, увидев великое чудо спасения, приняли ислам и обрели счастье.

Когда Ибрахим (а.с.) появился на свет, …во сне небесные светила: солнце, звезды и луну. Вдруг появился свет, который затмил эти светила. По другой передаче, он увидел во сне человека, который вошел во дворец и, подняв трон Немруда, бросил его оземь. ..заверила своего мужа, что ребенок родился слабым и сразу умер. Сама

По степени приближенности к Создателю он – второй после Пророка Мухаммада (с.а.с.). В Коране Пророк Ибрахим (а.с.) назван Халилуллах, что означает «друг Аллаха». Поэтому Ибрахима (алейхиссалям) часто зовут Халилуррахман (друг Милостивого), а также Абуль-Анбийя (отец Пророков). Ему было ниспослано 10 страниц Священного Писания. У Ибрахима (алейхиссалям) было два сына: Исмаил и Исхак (мир им). От Исмаила (алейхиссалям) берет начало род нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). От Исхака (алейхиссаллям) пошло племя Бени Исраиль (евреи).

Ибрахим (алейхиссалям) родился в местности, расположенной к востоку от города Бабиль (Вавилон), находившегося между реками Тигр и Евфрат. Отцом Пророка Ибрахима (алейхиссалям), согласно считающемуся достоверным преданию, был Тарих, человек глубоко верующий. После его смерти мать Ибрахима (алейхиссалям) вышла замуж за брата Тариха Азера, который был мушриком.

Страной, где жил Ибрахим (алейхиссалям), правил Немруд, высокомерный и гордый, поклоняющийся идолам.

Вначале он попытался наставить на путь истинный своего отца Азера, на что тот только разгневался. Азер делал идолов и посылал своих сыновей их продавать. Ибрахиму (алейхиссалям) никогда не нравилось это занятие. Однажды, когда весь народ собрался на праздник за городом, Ибрахим (алейхиссалям) пробрался к капищу, где стояли изваяния, и изрубил топором всех, кроме самого главного идола, сидевшего на золотом троне, а топор повесил на его плечо, как будто это сделал он. Вернувшись, люди увидели, что произошло с истуканами и повели Ибрахима (алейхиссалям) к Немруду. Советники правителя предложили сжечь Пророка (алейхиссалям). Ангелов на небесах охватило волнение, каждый предлагал свою помощь:
«В моем ведении все ветры. Если хочешь, я задую пламя»;
«В моем ведении дожди и вода. Если хочешь, я залью огонь»;
«В моем ведении земля. Если хочешь, она разверзнется, и огонь будет поглощен».

Но Ибрахим (алейхиссалям) ответил: «Я полагаюсь только на Всевышнего Аллаха и прошу только у Него. И Всевышний Аллах знает об этом». Создатель, за проявленную Ибрахимом (алейхиссалям) покорность, повелел огню: «О, пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима» (21 Сура «Аль-Анбийя», 69). По Воле Всевышнего, огонь не сжег Пророка (алейхиссалям), а превратился для него в прекрасный сад. Некоторые идолопоклонники, увидев великое чудо спасения, приняли ислам и обрели счастье.

Затем Ибрахим (алейхиссалям) вместе с племянником (сыном брата) Лутом и другими уверовавшими, по велению Аллаха, совершили переселение, ибо Пророку было дано знать о надвигающемся наказании. Сначала они приехали в город Вавилон, там к ним присоединилась Сара (дочь его дяди) и другие уверовавши. Дальше они направились в местность Харран, расположенную к югу от города Урфа.

После того, как верующие покинули страну Немруда, Всевышний Аллах послал возгордившемуся, неверующему народу наказание. Тучи комаров налетали на людей и мгновенно выпивали их кровь. Так, обожествивший себя Немруд и его несчастный народ были уничтожены маленькими комарами.

А тем временем Ибрахим (алейхиссалям), по велению Всевышнего, женился на Саре, которая была очень благовоспитанной и богобоязненной девушкой. Позже они переехали в Дамаск, а затем – в Египет. А Лут перебрался в город Содом и стал Пророком для его народа, по приказу Создателя.

В те времена Египтом управлял высокомерный Фараон, угнетавший людей. Когда границу этой страны пересекала иностранка приятной внешности, об этом сразу сообщали правителю. Если у нее был муж, его убивали, если она была с братом, его просили отдать сестру. Ибрахим (алейхиссалям) сказал, что Сара его сестра (имея в виду сестру по вере), поэтому его оставили в живых, а Сару забрали. В хадисе Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) об этом говорится: «Как только Сара вошла во дворец, она совершила омовение, выполнила намаз в два ракаата и обратилась к Всевышнему Аллаху с просьбой о помощи и защите: «О, мой Господь! Если я достойная раба Твоя, уверовавшая в Тебя и Посланника Твоего, сохранившая свою честь, то защити меня от этого неверующего» (Бухари. «Бую» 100).

«Когда Фараон хотел приблизиться к Саре, Всевышний Аллах защитил ее. Дыхание Фараона перехватило, а тело парализовало. Потому что Всевышний Аллах защищал Сару от его вреда. Фараон в ужасе отпустил ее, более того, он одарил ее невольницей по имени Хаджар. Люди удивились этому, Фараон же сказал им: «Эта женщина одержима джиннами, если бы она еще немного оставалась возле меня, я бы умер. Чтобы избавиться от ее вреда, я одарил ее невольницей» (Муслим, «Фадаил» 154).

После этого Ибрахим (алейхиссалям), Сара и служанка Хаджар поехали из Египта в Палестину. По дороге они остановились в местности Саб, там, где не было ни воды, ни растительности. Ибрахим (алейхиссалям) выкопал колодец в песке, и оттуда забила кристально чистая вода. В скором времени закончилась провизия, и Ибрахим (алейхиссалям) отправился в город, но по дороге вспомнил, что у него вообще нет денег. Он повернул обратно, но, не желая расстраивать Сару и Хаджар, наполнил свой мешок песком и отправился в путь. Вернувшись в Саб, усталый, он лег и моментально заснул. Сара и Хаджар раскрыли мешок и увидели, что он наполнен пшеницей. Они испекли хлеб. Проснувшись Ибрахим (алейхиссалям) удивился и обрадовался, а затем воздал хвалу Милостивому и Милосердному.

Прошли годы. Сара и Ибрахим (алейхиссалям) состарились, но у них так и не было детей. Тогда Сара освободила свою невольницу Хаджар и отдала ее Ибрахиму (алейхиссалям) в жены. Вскоре у них родился сын Исмаил (алейхиссалям). Саре же было тяжело видеть Хаджар и Исмаила (алейхиссалям), и она попросила увезти их куда-нибудь. И пришло повеление Аллаха увезти мать и сына. Джабраиль (мир ему) проводил Ибрахима (алейхиссалям) и его семью в местность, где впоследствии была построена Мекка. Это была пустыня, в которой росло лишь одно дерево. Ибрахим (алейхиссалям) сказал Джабраилю (мир ему): «Эта земля непригодна для земледелия и скотоводства». Джабраиль (мир ему) ответил: «Да, это так, но именно здесь из рода твоего сына появится последний Пророк, который завершит религию единобожия» (Ибн Саад, 1/164).

Имам Бухари передает от Ибн Аббаса (да хранит его Аллах и приветствует) следующий рассказ: «Пророк Ибрахим взял свою жену Хаджар и грудного сына Исмаила и отправился в Мекку. Он оставил их там под деревом, возле места, где потом пробился источник Зам-зам. Разместив жену и сына, Ибрахим (алейхиссалям) оставил им полную корзину фиников и кувшин воды и собрался в обратный путь. Хаджар спросила уходящего Ибрахима: «Это повеление Всевышнего Аллаха?». Пророк ответил: «Да». Хаджар смирилась и сказала: «Раз так, Всевышний Аллах защитит нас».

Когда силуэты жены и сына были уже неразличимы вдали, Пророк Ибрахим (алейхиссалям) воздел руки к небу: «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами, – быть может, они возблагодарят (Тебя)» (14 Сура «Ибрахим», 37).

Всевышний Аллах принял дуа Своего Пророка Ибрахима (алейхиссалям) и по сей день сердца паломников, совершающих хадж и умру, наполняются спокойствием и любовью к Священным местам, пребывающим под благословением Аллаха. После этого дуа забил священный источник Зам-зам.

Когда закончилась вода, Хаджар в поисках ее семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва (расстояние между ними составляет 400 метров). И вдруг она услышала голос Джабраиля (мир ему): «Молчи и слушай: Ибрахим и Исмаил (мир им) будут восстанавливать мечеть Каабу. Не бойся, Всевышний Аллах не оставит вас». Когда Хаджар вернулась к Исмаилу (алейхиссалям), она увидела возле него бьющий из песка ключ. Она с радостью горячо поблагодарила Всевышнего. В страхе, что вся вода вытечет, Хаджар сказала: «Зам-зам» («стой-стой»), – и вода успокоилась. Хаджар с сыном остались жить в этой местности. Однажды по пустыне шло племя Джурхум. С разрешения Хаджар, они остались жить здесь. И это было первое племя, осевшее в окрестностях Мекки.

Так, по Воле Всевышнего, Хаджар и Исмаил (алейхиссалям) стали жить в Мекке, а Ибрахим (алейхиссалям) вернулся к Саре в Палестину. Пророк (алейхиссалям) периодически посещал Хаджар и Исмаила (алейхиссалям). Однажды, будучи в Мекке, Ибрахим (алейхиссалям) увидел сон, что он должен принести в жертву сына. Сон повторился три раза 8-го, 9-го, 10-го числа месяца зуль-хиджа. Поняв, что это повеление Всевышнего Аллаха, Ибрахим (алейхиссалям), сказав Хаджар, что направляется в гости к другу, и взяв с собой веревку и нож, отправляется с сыном в сторону горы Арафат, дабы исполнить Волю Создателя. В это время шайтан в образе человека пришел к Хаджар и стал нашептывать ей о том, что Ибрахим (алейхиссалям) хочет принести сына в жертву. На что Хаджар ответила: «Если таков приказ Аллаха, то пусть Ибрахим совершит это». Когда шайтан понял, что не сможет обмануть мать правоверных, он предстал перед Исмаилом (алейхиссалям) и стал нашептывать ему, на что тот ответил: «Если это приказ Аллаха, то мы с радостью исполним его», – и прогнал шайтана, забросав камнями. Тогда шайтан обратился к Ибрахиму (алейхиссалям), в третий раз попытавшись остановить его выполнить повеление Всевышнего. Пророк Ибрахим (алейхиссалям) прогнал шайтана и в трех местах закидывал его семью камнями. Именно с этого времени берет начало обряд хаджа – бросание камней в Джамараат, а Ибрахим и Исмаил (мир им) стали примером покорности и упования на Всевышнего Аллаха для всей мусульманской общины вплоть до Судного Дня. Так Создатель испытал Ибрахима (алейхиссалям) через нафс и через его сына.

Когда Пророк (алейхиссалям) занес над сыном нож, ангел Джабраиль (мир ему), по приказу Всевышнего, отвернул нож. Тогда Пророк (алейхиссалям) вновь с силой занес нож, но в этот раз он не резал. После этого, по Воле Аллаха, Джабраиль (мир ему) заменил Исмаила (алейхиссалям) бараном из Рая. Ибрахим (алейхиссалям) достойно прошел это испытание, проявив покорность и упование.

Кроме этого, Пророк Ибрахим (алейхиссалям) также прошел через испытание богатством. У Пророка (алейхиссалям) было стадо из 12 тысяч голов и много охраняющих его собак. В один из дней ангел Джабраиль (мир ему) в образе человека предстал перед Ибрахимом (алейхиссалям) и спросил:
— Кому принадлежат эти стада?
— Они принадлежат моему Господу, а мне даны на сохранение.
— Продай мне их, – попросил ангел.
— Если восхвалишь моего Господа один раз, получишь треть стада, а если три раза – я отдам тебе все, – ответил Ибрахим (алейхиссалям). Джабраиль (мир ему) произнес восхваление, тогда Пророк (алейхиссалям) сказал:
— Возьми все стада, они – твои.
— Я не могу их взять, ведь я – ангел.
— Ты – ангел, а я – друг Аллаха и поэтому не могу взять назад то, что отдал.

Послеэтого Пророк Ибрахим (алейхиссалям) продал все стада, а на вырученные деньги купил землю и отдал ее в распоряжение мусульман.

Отдав все свое богатство ради Всевышнего Аллаха, Ибрахим (алейхиссалям) доказал, что он достоин почетного звания «Халилуллах». За покорность и преданность Пророка Ибрахима (алейхиссалям) Всевышний Создатель наградил его еще одним сыном. Хотя они с Сарой пребывали уже в достаточно почтенном возрасте, ангелы принесли им добрую весть о том, что у них родится сын Исхак (алейхиссалям).

Спустя годы Пророк Ибрахим (алейхиссалям) вернулся в Мекку к дорогому сыну и сообщил ему, что Аллах повелел им восстановить Каабу.

Когда Адам и Хавва (мир им) были посланы, по Воле Всевышнего, на землю, они встретились на горе Арафат и вместе отправились на запад. Они дошли до местности, где расположена нынешняя Кааба. Пророк Адам (алейхиссалям) решил возблагодарить Всевышнего Аллаха за встречу с Хаввой и совершить ибаду. По его просьбе на земле было создано из света подобие небесной Каабы, вокруг которой Пророк Адам (алейхиссалям) совершал поклонение до ниспослания на землю.

Во времена Пророка Шииса (алейхиссалям) ее уже не было – Шиис нашел на том месте только камень (сейчас это Черный камень) и построил новую Каабу, такую же, как и прежняя, а найденный камень вмонтировал в ее стену. Во времена Пророка Нуха (алейхиссалям) мечеть была разрушена потопом.

Спустя годы Пророк Ибрахим (алейхиссалям) нашел фундамент Каабы, возведенной Шиисом (алейхиссалям), и вместе со своим сыном и ангелом Джабраилем (мир им), по приказу Всевышнего, восстановил Священный Храм для того, чтобы определить место, с которого нужно начинать таваф (обхождение). В один из углов Каабы он вмонтировал Черный камень. Это камень из Рая, раньше он был белее снега, но из-за грехов людей почернел (Ибн Ханбал, 1/307).

После завершения строительства Каабы Исмаил и Ибрахим (мир им) совершили обход вокруг нее и другие обряды хаджа во главе с ангелом Джабраилем. С тех пор была провозглашена людям обязанность – совершать хадж. 

 

После тщетных разъяснений Пророка Ибрахима (а.с.) своим соплеменникам о несостоятельности их божественных идолов, о том, что небесные светила (звезды, луна, солнце) сотворены и подвластны только своему Творцу и управляемы Им, как и все во Вселенной.
«Из числа Его [Творца всего сущего] знамений [указывающих на Его всемогущество] – ночь и день, Солнце и Луна. Не преклоняйтесь ни пред Солнцем, ни пред Луною [не обожествляйте их]! Совершайте земной поклон Аллаху (Богу, Господу), сотворившему их [как и все то, что на земле и небесах, в бескрайних галактических просторах], если вы Ему поклоняетесь» (Св. Коран, 41:37).
После чудесного спасения Всевышним Господом от сожжения соплеменниками, Пророк Ибрахим (а.с.), вместе с уверовавшими в него, племянником Лутом (сыном Харана, сына Азара) и дочерью его дяди по отцу Сарой, ставшей ему женой, совершили переселение. Они отправились в Дамаск, а затем – в Египет. Лут перебрался в город Содом, по наставлению Всевышнего Создателя, и стал пророком для его народа.
Когда они проходили через земли одного из тиранов, правителю сообщили, что в селении остановился какой-то человек, с которым находится одна из прекраснейших женщин. Люди властителя спросили Ибрахима (а.с.) о попутчице, он сказал, что это его сестра (имея в виду, что она – его сестра по вере). Сару тотчас отвели к высокомерному тирану. В хадисе Посланника (а.с.) об этом говорится так: «Как только Сара вошла во дворец, она совершила омовение, выполнила намаз в два ракаата и обратилась к Всевышнему Аллаху с просьбой о помощи и защите: «О, мой Господь! Если я достойная раба Твоя, уверовавшая в Тебя и Посланника Твоего, сохранившая свою честь, то защити меня от этого неверующего» (Бухари. «Бую» 100). «Когда Фараон хотел приблизиться к Саре, Всевышний Аллах защитил ее. Дыхание Фараона перехватило, а тело парализовало. Потому что Всевышний Аллах защищал Сару от его вреда. Фараон в ужасе отпустил ее, более того, он одарил ее невольницей по имени Хаджар. Люди удивились этому, Фараон же сказал им: «Эта женщина одержима джиннами, если бы она еще немного оставалась возле меня, я бы умер. Чтобы избавиться от ее вреда, я одарил ее невольницей» (Муслим, «Фадаил» 154).
После этого Ибрахим (а.с.) вернулся из Египта на Святую землю. Прошли годы. Сара и Ибрахим (а.с.) состарились, но у них так и не было детей. Тогда Сара освободила свою невольницу Хаджар и отдала ее Ибрахиму (а.с.) в жены. Вскоре у них родился сын Исмаил (а.с.). Саре же было тяжело видеть Хаджар и Исмаила (а.с.), она попросила увезти их куда-нибудь. И пришло повеление Аллаха увезти мать и сына. Джабраиль (мир ему) проводил Ибрахима (а.с.) и его семью в местность, где впоследствии была построена Мекка. Это была пустыня, в которой росло лишь одно дерево. Ибрахим (а.с.) сказал Джабраилю (мир ему): «Эта земля непригодна для земледелия и скотоводства». Джабраиль (мир ему) ответил: «Да, это так, но именно здесь из рода твоего сына появится последний Пророк, который завершит религию единобожия» (Ибн Саад, 1/164).
Имам Бухари передает от Ибн Аббаса (да хранит его Аллах и приветствует) следующий рассказ: «Пророк Ибрахим (а.с.) взял свою жену Хаджар и грудного сына Исмаила и отправился в Мекку. Он оставил их там под деревом, возле места, где потом пробился источник Зам-зам. Разместив жену и сына, Ибрахим (а.с.) оставил им полный бурдюк фиников и мех с водой и собрался в обратный путь. Хаджар спросила уходящего Ибрахима: «Это повеление Всевышнего Аллаха?». Пророк ответил: «Да». Хаджар смирилась и сказала: «Раз так, Всевышний Аллах защитит нас».
Когда силуэты жены и сына были уже неразличимы вдали, Пророк Ибрахим (а.с.) воздел руки к небу: «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами, – быть может, они возблагодарят (Тебя)» (14 Сура «Ибрахим», 37).
Когда закончилась вода и пища, Хаджар, в поисках ее, поднялась на высоту ас-Сафа, находящуюся в 200 метрах от них. Она повернулась к долине и стала всматриваться, с надеждой увидеть кого-нибудь, однако никого там не было. Тогда она спустилась к долине и бросилась бежать к аль-Марве, которая находилась в 350 метрах. Поднявшись на нее, она снова пыталась увидеть кого-нибудь, но все напрасно. Семь раз пробежала Хаджар между холмами Сафа и Марва. И вдруг услышала голос ангела Джабраиля (мир ему). Он стоял рядом с Исмаилом и рыл пяткой землю, пока оттуда не забила вода. Хаджар с огромной радостью подбежала к источнику и стала огораживать его, одновременно наполняя мех водой. Джабраиль (мир ему) сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь будет возведен Дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает близких к Нему людей». Джабраиль (мир ему) ушел, а Хаджар с радостью горячо поблагодарила Всевышнего за Его дары. Она с сыном так и осталась жить в этой местности. Однажды по пустыне шло племя Джурхум. С разрешения Хаджар, они остались жить здесь. И это было первое племя, осевшее в окрестностях Мекки.
Так, по Воле Всевышнего, Хаджар и Исмаил (а.с.) стали жить в Мекке, а Ибрахим (а.с.) вернулся к Саре в Палестину. Пророк (а.с.) периодически посещал Хаджар и Исмаила (а.с.). Однажды, будучи в Мекке, Ибрахим (а.с.) увидел сон, что он должен принести в жертву сына. Сон повторился три раза 8-го, 9-го, 10-го числа месяца зуль-хиджа. Поняв, что это повеление Всевышнего Аллаха, Ибрахим (а.с.), сказав Хаджар, что направляется в гости к другу, и, взяв с собой веревку и нож, отправляется с сыном в сторону горы Арафат, дабы исполнить Волю Создателя. В это время шайтан в образе человека пришел к Хаджар и стал нашептывать ей о том, что Ибрахим (а.с.) хочет принести сына в жертву. На что Хаджар ответила: «Если таков приказ Аллаха, то пусть Ибрахим совершит это». Когда шайтан понял, что не сможет обмануть мать правоверных, он предстал перед Исмаилом (а.с.) и стал нашептывать ему, на что тот ответил: «Если это приказ Аллаха, то мы с радостью исполним его», – и прогнал шайтана, забросав камнями. Тогда шайтан обратился к Ибрахиму (а.с.), в третий раз попытавшись остановить его выполнить повеление Всевышнего. Пророк Ибрахим (а.с.) прогнал шайтана и в трех местах закидывал его семью камнями. Именно с этого времени берет начало обряд хаджа – бросание камней в Джамараат, а Ибрахим и Исмаил (мир им) стали примером покорности и упования на Всевышнего Аллаха для всей мусульманской общины вплоть до Судного Дня. Так Создатель испытал Ибрахима (а.с.) через нафс и через его сына.
Когда Пророк (а.с.) занес над сыном нож, ангел Джабраиль (мир ему), по приказу Всевышнего, отвернул нож. Тогда Пророк (а.с.) вновь с силой занес нож, но в этот раз он не резал. После этого, по Воле Аллаха, Джабраиль (мир ему) заменил Исмаила (а.с.) бараном из Рая. Ибрахим (а.с.) достойно прошел это испытание, проявив покорность и упование.
Кроме этого, Пророк Ибрахим (а.с.) также прошел испытание богатством. У него было стадо из 12 тысяч голов и много охраняющих его собак. В один из дней ангел Джабраиль (мир ему) в образе человека предстал перед Ибрахимом (а.с.) и спросил:
— Кому принадлежат эти стада?
— Они принадлежат моему Господу, а мне даны на сохранение.
— Продай мне их, – попросил ангел.
— Если восхвалишь моего Господа один раз, получишь треть стада, а если три раза – я отдам тебе все, – ответил Ибрахим (а.с.). Джабраиль (мир ему) произнес восхваление, тогда Пророк (а.с.) сказал:
— Возьми все стада, они – твои.
— Я не могу их взять, ведь я – ангел.
— Ты – ангел, а я – друг Аллаха и поэтому не могу взять назад то, что отдал.
После этого Пророк Ибрахим (а.с.) продал все стада, а на вырученные деньги купил землю и отдал ее в распоряжение мусульман.
Отдав все свое богатство ради Всевышнего Аллаха, Ибрахим (а.с.) доказал, что он достоин почетного звания «Халилуллах». За покорность и преданность Пророка Ибрахима (а.с.) Всевышний Создатель наградил его еще одним сыном. Хотя они с Сарой пребывали уже в достаточно почтенном возрасте, ангелы принесли им добрую весть о том, что у них родится сын Исхак (а.с.).
Однажды Ибрахим (а.с.) увидел Джабраиля (мир ему). Он сказал: «О Ибрахим! Твой Господь велит тебе построить Дом». Пророк Ибрахим (а.с.) отправился в Мекку, чтобы построить Каабу вместе с сыном. Под палящим солнцем, читая молитвы, они принялись за строительство. Чтобы было известно, откуда начинать обход Каабы, Ибрахим установил особый камень на специально отведенном месте. После завершения строительства Ибрахим (а.с.), по велению Всевышнего Аллаха, провозгласил людям обязанность совершать хадж.