Муса (Моисей) (а.с.) – третий великий Пророк, потомок Пророка Якуба (а.с.).
Во времена Пророка Юсуфа (а.с.) правителем Египта был верующий человек Раян бин Малик, и они вместе управляли государством. Затем правителем стал Кабус, который, хотя и был неверующим, все же оставил Юсуфа (а.с.) на посту министра. Переселившиеся в Египет вслед за Юсуфом (а.с.) евреи, также придерживались религии Пророка Юсуфа, Якуба, Исхака, Ибрахима (мир им), а коренные жители – копти, поклонялись звездам и идолам.
На смену лояльному Кабусу пришли другие правители – фараоны, которые начали всячески угнетать и притеснять евреев, проявляя высокомерие, заносчивость и несправедливость.
Чтобы спастись от гонений, евреи решили уйти из Египта в Кенан – местность, где некогда жил Пророк Якуб (а.с.). Но жестокий правитель Египта не отпустил их, поскольку их труд использовался на самой тяжелой работе того времени – строительстве пирамид.
Однажды Фараон увидел во сне, что из Кудуса (Иерусалима) появился сильный огонь, который разрушил дома копти, а жилища сынов Исраиля оставил нетронутыми. Маги и предсказатели так растолковали этот сон: «В племени Бени Исраиля родится мальчик, который разрушит твое царство». Испугавшись, Фараон приказал лишать жизни всех новорожденных мальчиков-евреев. За исполнением приказа следили специальные стражники, которые наблюдали за беременными женщинами и, как только появлялся на свет еврейский мальчик, безжалостно убивали его.
«Поистине, фараон возвысился (поднялся, достиг многого) на земле [египетской], [в том числе] и [за счет того, что] разделил жителей ее, [а также] ослабил часть из них [потомков Якуба]: убивал их [новорожденных] сыновей и оставлял в живых [лишь] их дочерей. Поистине, он (фараон) был одним из тех, кто портит (разлагает, сеет раздор) [разрушает, уничтожает, убивает].
Мы же [продолжает Господь миров] желаем оказать милость тем, кто ослаблен [унижен, притеснен] на земле, делая их [через какое-то время] предводителями (руководителями) [в благом и полезном] и наследниками [унаследовавшими в первую очередь богатства и возможности тех, кто деспотично их тиранил].
[Мы желаем] предоставить им возможности [в сфере господства (управления) и благосостояния (финансов)] на Земле, и [тем самым] показать фараону, [его министру] Хаману и их войскам то, чего они опасались. [Несмотря на все предпринятые во спасение власти меры, вплоть до убийства всех новорожденных мальчиков из потомков Якуба, господству фараона придет конец: один из младенцев все-таки выживет, причем воспитан и взращен будет во дворце самого фараона. Его руками деспотическому режиму будет нанесен смертельный удар]» (Св. Коран, 28:4-6).
Таким образом, предопределение как бы говорило фараону: «О могущественный царь, ослепленный многочисленностью своих воинов, своей силой и безграничностью власти! Великий, с Которым невозможно бороться, Которому невозможно сопротивляться и предопределению Которого невозможно противиться, решил, что этот младенец, которого ты остерегаешься и из-за которого ты уже погубил бесчисленное количество душ, будет спать на твоей постели и расти в твоем доме, где его будут кормить и поить твоей едой. Именно ты усыновишь этого младенца и будешь воспитывать его, ничего для него не жалея и не зная тайны его происхождения, а потом через него тебя постигнет гибель в обоих мирах, ибо ты воспротивишься ясной истине, с которой он явится к тебе, и объявишь ложью то, что будет ниспослано ему свыше. Так будет, чтобы ты и все люди знали, что Господь небес и земли, Который обладает силой и могуществом, делает, что пожелает, и никто не в силах противиться Его воле!»
Фараон не внял словам Пророка Мусы (а.с.), а чудеса, показанные им, испугали и задели гордость правителя. Он назвал Пророка (а.с.) колдуном и назначил состязание чародеев. Когда в состязаниях очередь дошла до Мусы (а.с.), собравшиеся колдуны поняли, что это – Божественное Чудо. В Коране сказано: «И чародеи пали ниц. Они сказали: «Мы уверовали в Господа (обитателей) миров, Господа Мусы и Харуна…» (Св. Коран, 26:46-49). Фараон жестоко казнил их, и они умерли шахидами, познавшими Аллаха.
«Выслушав речь Моисея и его призыв уверовать в одного Бога Фараон воскликнул: «Знать! Насколько мне известно, у вас нет богов, кроме меня одного!» И, обращаясь к своему приближенному министру, сказал: «Хаман, построй мне из обожженной глины высокую башню. Я хотел бы подняться к богу Мусы (Моисея) и посмотреть, кто он такой. Поистине, уверен, что он (Моисей) лжет, говоря, будто имеется бог помимо меня, а он якобы его посланник» (Св. Коран, 28:38).
Копти продолжали свое угнетение. За их жестокость Всевышний Создатель ниспослал на них разные беды в качестве различных знамений, но возгордившиеся невежды не вняли предупреждениям.
«Спустя годы малоэффективного проповедования Мы внушили Мусе (Моисею) Божественным Откровением: «Отправляйся незаметно ночью вместе с рабами Божьими, со столь многое пережившим и увидевшим на своем веку из лишений и унижений еврейским народом. Идите в сторону моря. Срочно покиньте Египет, освободившись от фараонова гнета (рабства). И учтите, что вы будете преследуемы» (Св. Коран, 26:52).
По приказу Всевышнего, Пророк Муса (а.с.) покинул Египет вместе со всеми под покровом ночи. Узнав об этом, Фараон собрал большое войско («самоуверенное, многочисленное и до зубов вооруженное») и отправился в погоню.
Когда перед Пророком (а.с.) раскинулось Красное море, а позади – наступало войско во главе с Фараоном, Господь указал ему путь к спасению.
«Мы внушили Мусе (Моисею) Божественным Откровением: «Ударь посохом по морю». Он выполнил повеление, и оно раскололось, посреди него открылся просторный коридор, причем так, что вода огромными валами, подобными высоким горам, встала по обе стороны прохода. Вода расступилась, и сотни тысяч потомков Якуба благополучно прошли по сухому дну.
Затем Мы приблизили и остальных, дали им возможность вплотную нагнать беглецов по сухому морскому дну.
Мусу (Моисея) и тех, кто был с ним, Мы спасли всех до единого, они благополучно успели выйти на берег.
Остальных же (фараона вместе с его «великим» войском) утопили, вернув воду в прежнее состояние» (Св. Коран, 26:63-66).
«Мусе (Моисею) Мы дали Книгу (Тору) после того, как покарали тех, кто был ранее (из числа упрямых безбожников, кто до последней минуты не верил своим пророкам, Божьим посланникам, например, народ Ноя, адиты и самудиты). Эта книга, Тора, в исторический период Моисея содержала в себе многое из того, что придавало людям проницательности, озаряло сердца светом веры, открывало глаза на суть происходящего. Мы дали ему Писание, являвшееся в своем первозданном виде верным руководством и милостью для уверовавших и последовавших за проповедью Моисея, дабы они вняли наставлениям» (Св. Коран, 28:43).
…Через некоторое время египтяне стали жаловаться Фараону на малочисленность израильтян из-за истребления рождавшихся у них детей мужского пола. Египтяне опасались, что, когда оставшиеся в живых после истребления младенцев взрослые станут умирать, им самим придется делать то, чем занимались израильтяне, и тогда Фараон велел убивать новорожденных мальчиков не ежегодно, а через год.
Сообщается, что Харун (а.с.) родился в тот год, когда младенцев оставляли в живых, а Муса (а.с.) – в тот год, когда их убивали. Из-за этого мать Мусы (а.с.) испытывала беспокойство и опасалась за него с первых дней беременности. Однако никаких внешних признаков беременности у нее не было, а когда она родила, ей было внушено свыше взять для младенца сундук и перевязать его веревками. Дом матери Мусы (а.с.) находился рядом с Нилом. Она кормила его грудью, и если боялась кого-либо, то клала ребенка в сундук и опускала его в реку, держа за конец веревку, когда же посторонние уходили, она вытаскивала этот сундук на берег.
«Мы [говорит Господь миров] внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его материнским молоком (корми грудью) [пока сможешь укрывать]. Если возникнет [серьезная] опасность, тогда опусти [положив в короб, в то, что может плыть по воде] младенца в воду [в реку Нил], не боясь [что утонет] и не печалясь [из-за вынужденного расставания с ним]. Мы непременно вернем его тебе и сделаем [в последующем] из числа посланников» (Св. Коран, 28:7).
Три месяца мать кормила его, а когда по приказу фараона начались интенсивные поиски новорожденных еврейских мальчиков для немедленного предания их смерти, она решила последовать внушенному ей Свыше совету. Ночью положила она младенца в короб и пустила по реке, а наутро «суденышко» причалило к берегу неподалеку от дворца фараона.
«Подобрали его люди фараона, дабы [по Божьему замыслу] стал он для них [в будущем] врагом и печалью. Поистине, фараон, Хаман и их воины просчитались [выбрав в качестве метода управления государством тиранию и деспотизм]» (Св. Коран, 28:8).
Толкователи Корана указывают, что, вытащив из реки закрытый сундук, служанки не осмелились открыть его сами и принесли свою находку жене фараона, которую звали Асия, дочь Музахима. Открыв крышку, сняв покрывало и увидев лицо Мусы, которое сияло светом пророчества и величия, она сразу полюбила его.
«Жена фараона сказала: «Радость очей наших!» [Узнав о том, что младенца хотят убить, воскликнула:] «[О фараон!] Не убивайте его, возможно, он будет полезен нам или мы усыновим его». [Фараон, волею Господа, прислушался к мнению супруги.]
При этом они [даже] не почувствовали [приближения кардинальных изменений в их жизни, не предчувствовали грозящей им беды]» (Св. Коран, 28:9).
«Наутро сердце матери Мусы (Моисея) опустело [от разлуки с сыном и переживаний за его судьбу. Она была готова на любой отчаянный шаг]. И если бы Мы [говорит Творец] не скрепили (укрепили) ее сердце [спокойствием, разумением и терпением], то она была бы близка к тому, чтобы все раскрыть [рассказать о том, что малыш – ее сын, а это, в свою очередь, явилось бы смертным приговором для младенца]. [И сделали Мы это (придали ей терпения и спокойствия) ради того] чтобы оставалась она верующей (не теряла веры) [во всемогущество Творца и обещанное Им спасение Моисея]» (Св. Коран, 28:10).
«[Успокоившись и придя в себя] она сказала его (Моисея) сестре: «Следуй за ним [выясни местонахождение своего братика. После некоторого времени поисков] она (сестра) увидела его издалека, они же [люди фараона] этого [не то, чтобы заметить, а даже] не почувствовали» (Св. Коран, 28:11).
«Мы [говорит Господь миров] сделали так, что он (младенец) не принимал чью-либо грудь до срока [пока не вернулся к матери, все их попытки кормления были тщетны]. Сестра [к месту и вовремя] предложила: «Не указать ли вам одну семью, которая могла бы позаботиться о нем для вас [взять на себя все хлопоты о младенце], они будут для него [хорошими] наставниками (отнесутся к поручению искренне и сердечно)» (Св. Коран, 28:12).
«Мы вернули его к матери, дабы обрадовалась она, не печалилась и поняла [для себя], что [любое] Божье обещание истинно (правдиво), но большая часть из них (людей) не знает об этом [не может до конца уяснить для себя обещания Творца и Его предостережения]» (Св. Коран, 28:13).
«Когда он (Моисей) достиг зрелости, возмужал, Мы дали ему власть [мудрость; наделили миссией пророка] и знания [понимание сути вещей и всего того, что происходит вокруг; глубину мышления]. Таким образом, Мы воздаем благородным людям [кто в трудных ситуациях не теряет своих положительных качеств]» (Св. Коран, 28:14).
Когда Муса (а.с.) подрос и стал сильным юношей, Всевышний Аллах дал ему знание и мудрость. Сколько времени он прожил во дворце неизвестно, но однажды произошедший случай заставил его покинуть дворец: увидев, как один из угнетателей бьет еврея, Муса (а.с.) попытался вступиться (откликнувшись на зов о помощи), но не рассчитал силу удара, и копт умер. В тафсирах упоминается, что тогда он не достиг еще тридцатилетнего возраста. Пророческая миссия была возложена на него Богом примерно в сорок лет, после женитьбы на дочери пророка Шуайба(а.с.).
«Незамеченным жителями [предположительно в период дневного сна] он (Моисей) вошел в город. Там увидел двух дерущихся насмерть мужчин: один – из его группы [соплеменник, еврей], а другой – из группы врага [копт]. Соплеменник попросил о помощи против второго. Муса (Моисей) толкнул второго [вступился, нанеся удар кулаком в грудь] и [случайно] убил его. [Осознав произошедшее] он сказал: «Это [состояние гнева, перешедшее в неимоверную силу] – из проделок Дьявола. Поистине, он – явный враг, сводящий с верного пути» (Св. Коран, 28:15).
Нужно отметить, что на тот момент ни иудаизма, ни христианства еще не существовало. Копты были привилегированной нацией, из рода правящего фараона, а евреи по приказу фараона были заняты на тяжелых работах, прислуживая им.
«[Моисей всей своей сутью осознав проступок] взмолился: «Господи, я притеснил себя (согрешил), прости меня!» И Он [Господь миров] простил. Поистине, Он Всепрощающ и бесконечно Милостив. [Моисей] промолвил: «В знак благодарности Тебе за проявленную ко мне милость [прошу, помоги мне, и я] никогда более не буду пособником грешников!» (Св. Коран, 28:16-17).
Люди проснулись ото сна и увидели лежащий труп. Они похоронили его, но кто его убил - никто не знал. Муса (а.с.) в этот день не пришел во дворец, а прождал до утра в другом месте.
«Наутро, пребывая в городе, он стал опасаться, ожидая [реакции со стороны родных убитого]. И вдруг услышал издалека призыв о помощи от того, кому вчера помог. [Его соплеменник дрался с очередным коптом.] Муса (Моисей) сказал ему: «Ты, поистине, явно сбился с пути. [Твое поведение возмутительно]». Когда он собрался было напасть на того, кто является врагом для них обоих, тот воскликнул: «Муса (Моисей), ты желаешь убить меня подобно тому, как убил человека вчера?! Если ты и желаешь чего, то именно быть тираном, а не тем, кто улучшает (исправляет, примиряет)» (Св. Коран, 28:18-19).
Убийца теперь стал известен, и весть о совершенном за день до этого быстро дошла до придворных. Фараон, узнав, приказал подвергнуть Моисея смертной казни.
«С окраины города спешно [короткими путями] пришел [верующий] человек и обратился [к Моисею]: «Фараонова знать задумала убить тебя [принято решение, отдан приказ схватить и казнить в наказание за убийство]. Настоятельно советую тебе уходить из города».
«Опасаясь, осторожно он (Моисей) покинул город, моля: «Господи, спаси меня от народа грешного» (Св. Коран, 28:20-21). Он покинул родной Египет и отправился в Медьен. Расстояние – примерно восемь дней пути. Дороги он не знал. «Когда он (Моисей) отправился в сторону Медьена, то сказал: «Возможно [очень надеюсь], что Господь направит меня на верный путь [и я не заблужусь]» (Св. Коран, 28:22). Молитва его была услышана, и он благополучно добрался до Медьена.
В городе Медьен жил пророк Шуайб (а.с.) вместе со своими двумя дочерьми – Сафурой и Суфейрой. При въезде в город Муса (а.с.) помог двум девушкам напоить овец, позже оказалось, что это и были дочери Шуайба (а.с.).
«Дойдя до водопоя Медьена, он увидел толпу людей, поивших [свой домашний скот]. В стороне заметил двух женщин, отгонявших [свое стадо овец]. Он спросил: «Что с вами? [Почему вы не поите скотину вместе с другими?]» Те ответили: «Мы не поим, пока не уйдут пастухи (пока не уведут свои стада) [дабы не тесниться, не мешать друг другу]. А отец наш очень старый (уважаемый) человек [он не в состоянии заниматься этой нелегкой работой]». Он (Моисей) напоил для них [стадо, подняв тяжелый камень-крышку находившегося неподалеку колодца], а после отошел, встал в тени [от солнцепека, испытывая нестерпимый голод и] взмолился: «Господи, я нуждаюсь в том благе, которое Ты низвел мне [и полагаю, что эти обстоятельства с Твоего на то благословения помогут мне выйти из состояния неопределенности и нужды]»(Св. Коран, 28:23-24).
Пророк Шуайб (а.с.) выслушал рассказ дочерей о благовоспитанном юноше и пригласил Мусу (а.с.) в гости. «Когда Муса (Моисей) пришел [к их отцу, пророку Шуайбу], рассказал всю свою историю, тот ответил: «Не бойся, ты спасся от [зла] грешного народа [здесь ты для них недоступен, на нашу территорию власть фараона не распространяется]» (Св. Коран, 25). Молодой человек очень понравился Шуайбу (а.с.), и он предложил ему жениться на Сафуре. «Он (Шуайб) сказал: «Я очень хотел бы женить тебя на одной из своих дочерей при условии [что твоим свадебным подарком будет] работа у нас [пастухом] на протяжении восьми лет. Если пожелаешь, то можешь и все десять. Я не хочу отягощать тебя [не буду стараться создать тебе трудности и не намерен давать тяжелую работу; не настаиваю на десяти]. Если пожелает того Господь, ты увидишь, что я [не только на словах, но и на деле] благочестив [сделаю все от меня зависящее в соответствии с нашей договоренностью]» (Св. Коран, 28:27) Муса (а.с.) принял предложение пророка Шуайба (а.с.), женился на Сафуре и десять лет пас стадо овец, которое впоследствии получил в подарок от тестя.
Покинув Египет Муса (а.с.) и идущие за ним израильтяне двинулись в сторону Иерусалима, который, как было обещано Аллахом через Ибрахима (а.с.) и Мусу (а.с.), Всевышний Создатель предназначил им. По достижении цели они обнаружили там богатую, плодородную землю, которую населяли могучие, высокомерные люди, уверенные в себе и погрязшие в своих пороках и грехах. Муса (а.с.) велел израильтянам вступить с ними в сражение, чтобы обрести то, что предназначалось им по Божьему замыслу, однако они отказались от этого.
Муса (Моисей) сказал своему народу: "Народ мой, войдите на территорию священной земли, что предписано вам Богом, и не отворачивайтесь [не изменяйтесь в плохую сторону, не предавайте; в страхе не покидайте поле битвы], в противном случае вы лишитесь всего" (Св. Коран, 5:21).
Они ответили: "Муса (Моисей), на этой земле живут тираны, и мы не зайдем туда до тех пор, пока они оттуда не выйдут. Если они выйдут, тогда и мы, без сомнения, зайдем... Ты иди вместе со своим Господом туда, и воюйте, а мы здесь переждем [подождем победного конца]" (Св. Коран, 5:22, 24).
Муса (Моисей) взмолился: "Господи, то, что во власти моей, так это лишь я и мой брат. Отдали нас от грешников [раздели нас, отдели нас от них]" (Св. Коран, 5:25).
В наказание за непокорность Всевышний подверг израильтян скитаниям по пустыне в течение сорока лет.
[Из-за их неповиновения] Господь сказал: "Теперь уже эта земля стала запретной для вас [на протяжении последующих сорока лет вам туда дороги нет]. Будете ходить [по пустыне] блуждающими и странствующими [в замешательстве и нерешительности] сорок лет. Не печалься, не расстраивайся из-за того, что постигло грешников" (Св. Коран, 5:26).
В Коране говорится о том, что Всевышний оказал израильтянам милость, ибо Он спас их от врагов и пообещал, что с ними будет их пророк, чтобы ниспосылать ему великие заповеди, которые принесут им пользу в обоих мирах. Он посылал им манну с неба и необходимое количество перепелов, когда они испытывали крайнюю нужду во время своих скитаний по пустыне, где не было ни посевов, ни скота. Они пили свежую воду из двенадцати источников, и были укрыты от жары облаками.
"Среди последователей Мусы (Моисея) есть люди, наставляющие других на верный путь с истиной [правдиво, искренне, без подлога], умеющие справедливо рассудить".
"Мы [говорит Господь миров] разделили их [потомков Якуба] на двенадцать колен (на двенадцать племен, родов) народами [имеющими некоторые отличия между собою].
[Божественным Откровением] Мы внушили Мусе (Моисею), когда его народ начал просить о питье [идя долгое время по пустыне и не имея воды]: "Ударь своим посохом по камню!" Из него разом забило двенадцать источников. Все народы напились вдоволь из своих источников.
Мы покрыли их тенью облаков [когда они, покинув Египет, на протяжении сорока лет, растерянные, бродили по раскаленной солнцем пустыне, где не встретишь на небе ни одного облачка] и низвели им манну небесную и перепелов [мясо которых они употребляли]. [Это все было легкодоступно для них, и они питались этим на протяжении немалых лет]. Ешьте из того съедобного и приятного, чем Мы вас наделили.
Они [неблагодарные, отказавшись вскоре от этих даров, захотели чего-то другого, нового; ослушавшись предписаний или совершая греховное] не нанесли вреда Нам, а навредили лишь самим себе" (Св. Коран, 7:159-160).
Однако все эти великие милости не были оценены должным образом. Мало того, впоследствии многие из них стали проявлять недовольство и преступать пределы дозволенного.
В назначенный срок Муса (а.с.) покинул израильтян и находился на горе Синай, беседуя со своим Господом и задавая Ему вопросы о многих вещах, на которые получал ответы.
"Мы [говорит Господь миров] условились с Мусой (Моисеем), что [будем говорить с ним] по истечении тридцати дней [поста], и пополнили их еще десятью. И тем самым определилось время встречи - через сорок ночей [суток]. Муса (Моисей) [отправляясь для разговора с Господом] обратился к своему брату Харуну (Аарону): "Останься вместо меня с народом [если что не так], поправляй, исправляй их и не следуй пути грешников".
"Когда Муса (Моисей) уединился, придя в назначенное место, Господь говорил с ним [но это абсолютно не должно представляться как обычная речь и общение людей]. Муса (Моисей) попросил: "Господи, позволь мне взглянуть на Тебя". Последовал ответ: "Ты никогда не увидишь Меня (не сможешь увидеть). Однако же посмотри на ту гору: если она устоит на своем месте, тогда ты через некоторое время увидишь Меня".
Когда [проблески] лучей Божьего света пали на гору, они в мгновение разрушили ее, раздробили, и Муса (Моисей) упал замертво, подобно сраженному молнией (потерял сознание от увиденного). Когда он пришел в себя, воскликнул: "Господи, Ты необычайно далек от всего земного (ничто не сравнимо с Твоим совершенством). Я каюсь пред тобою [если осмелился на то, что не соответствует Твоему величию]. Я - первый из верующих [настолько переполнен чувством веры, что мало кто может со мной сравниться]".
"Господь сказал: "Я избрал тебя [из огромного числа людей этого времени] руководителем для них [пророком и Божьим посланником], дав тебе послания [свитки Торы] и говоря с тобою [непосредственно]. Возьми то, что Я даю тебе, и будь благодарным".
"Ухватись за это [как за лучшее руководство к жизни] и не отпускай. Призывай народ свой следовать лучшему" (Св. Коран, 7:142-145).
А народ Мусы (а.с.) тем временем из своих золотых и серебряных украшений сделал золотого теленка, имевшего тело и издававшего мычание при определенном направлении ветра. Они избрали его божеством. Вернувшийся Муса (а.с.) был возмущен и опечален этим ужасным событием.
Он взмолился: "Господи, прости меня и моего брата, окружи нас со всех сторон Своей милостью" (Св. Коран, 7:151).
На что Всевышний ответил:
"Тех, кто избрал для себя тельца [в качестве бога], настигнет гнев Божий и унижение в мирской обители. Подобным образом Мы воздаем клеветникам и выдумщикам" (Св. Коран, 7:152).
"Те же, кто совершал прегрешения, но затем раскаялся и стал верующим [исправился, изменился], то, воистину, Господь твой Всепрощающ и необычайно Милостив" (Св. Коран, 7:153).
Пустыня стала школой нравственного воспитания для народа. Израильтяне должны были приучиться к точному исполнению закона, данного на Синае. Прошли десятки лет странствия, но все трудности жизни в пустыне они по-прежнему переносили с ропотом и недовольством, что привлекало на них все новые наказания Всевышнего Создателя. Откровения Мусе (а.с.) ниспосылались постоянно, ибо израильтяне нуждались в них до конца его жизни. По завершении сорокалетнего срока скитаний, выйдя из пустыни, они смогли завоевать Иерусалим, ступив на эту священную землю восславляя Господа. Так и свершилось предначертанное.