География гостей

История татарских деревень Ижморского района

mmmИстория татарских деревень Ижморского района
 
     Далеко  раскинулось   старинное  татарское   село   Тёплая   Речка.   Основателями деревни были русские, но уже в 1736 году село начали обживать татары - переселенцы, так называемые «государственные крестьяне» еще до земельных реформ царя Александра, пришедшие в Сибирь из Казанской губернии в поисках земель и лучшей доли.
     Стоит деревня Тёплая Речка на открытом месте, окруженном берёзовым лесом и незамерзающими, даже в лютые морозы, ключами. Сохранилось интересное предание: «Ехал наместник на дальний Восток по Томской дороге конным путём, тогда ещё не было железнодорожной магистрали. Ехал да заснул, проснулся, когда проезжал эту местность. Посмотрел вокруг и спрашивает: «Что такое дымится?» (Это было зимой) Ему объяснили, что эта речка дымится, потому что не замерзает, ключи теплые бьют. А он говорит: « Теплая речка, что - ли?». С тех пор называют это село Теплая Речка, получается, что название села связано с его местоположением.
     В шести километрах к северу от Тёплой Речки расположено село Нижегородка, основанное в 18 веке выходцами из Нижегородской губернии. Это были люди, добровольно переселявшиеся по царской земельной реформе в Сибирь из густонаселенных регионов империи.
В царское время в этих татарских аулах (деревнях) были построены мечети. В Тёплой Речке полуразрушенная мечеть находится возле сельского кладбища и местными жителями рассматривается как бывшая «мает-хана» - помещение, где омывают покойных и проводят по ним джаназа - намаз. Эта мечеть, по данным селян, была построена в 1827 году.
     Партработники в свое время не решились свалить ее минарет, помешало соседство с кладбищем, единственным местом, где коммунисты допускали проведение религиозных обрядов. Старый минарет, переживший годы атеизма, рухнул несколько лет назад под тяжестью лет, простояв почти 200 лет. В 1884 году была построена ещё одна мечеть. Заброшенная, покосившаяся на одну сторону старая мечеть сразу бросается в глаза, когда въезжаешь в село Теплая Речка. Она разделяет аул на нагорную и подгорную части. С окон мечети нижняя половина села видна как на ладони. В прежние времена, поднявшись на минарет, муэдзин видел всю Теплую Речку. В советское время башню минарета свалили местные коммунисты. В здании мечети был организован сельский клуб. В настоящее время мечеть пустует. В 1894 году был утверждён проект на постройку мечети в Нижегородке. В 70-е годы 20-го столетия мечеть была полностью снесена коммунистами и на её месте построен сельский Дом культуры. Мусульманский полумесяц минарета мечети находится на местном кладбище.
     Жители Тёплой Речки и Нижегородки   занимались    сельскохозяйственной деятельностью. Недалеко   от   деревень   находились   пашни   и   сенокосы. Зажиточные  крестьяне  имели  свои  заимки. У  каждой  заимки  определенное  название и история создания. 
Интересно, что названия сёл, где проживают, в основном, татары, не имеют татарских корней. И это характерно не только для нашего района.
     Самая большая группа микротопонимов связана с лесом, без которого человек не мог жить. Ведущее место среди лесных местностей  принадлежит названиям, образованным от имён, фамилий, прозвищ. Все они состоят из двух слов. Вот, например, шатыршан кыр. Слово шатыршан сложное: шатыр обозначает подражание треску, когда не очень резко ломается дерево, а шан имеет значение славы, известности. Респондент  отметил, что Шатыршан кыр   (Шатыршан лес) был назван по имени человека, проживавшего в этом лесу. Там был родник с чистой водой. В этом лесу крестьянин Шатыршан со своей семьёй построил летом избушку за три дня. Семья состояла из отца, матери и сына. Все они были очень трудолюбивыми.
     Они построили мельницу, где мололи муку из пшеницы, которую сами выращивали на обработанных ими же полях. Отец с сыном ходили на охоту, а мать занималась хозяйством. После смерти семьи в этом лесу происходили странные   события,   например,   люди,   которые   шли   в   этот   лес,   пропадали, а всадникам на лошадях чудились черти.
     Грибан кыр (Грибан лес). В этом лесу жил мужичок маленького роста, очень хороший мастер, построивший прекрасную   избушку. Он мастерил   очень красивые игрушки из дерева. Часто ходил на охоту. Шил из шкуры животных себе одежду. Собирал грибы, которыми питался. Их там было много. Отсюда и название леса. У него был свой колодец.
     Опы кыр (Лес высоких людей). В этом лесу построили избушку высокие люди. Это  общество  состояло  из  пяти  мужчин  и  трех  женщин. Они  были  очень трудолюбивы. У них была мельница, на которой они мололи пшеницу, которую сами  выращивали  на  полях. Женщины  занимались  хозяйством, а мужчины охотой. У них была дикая козочка, которую мужчины поймали в лесу. Женщины ее приласкали, сделали для нее небольшой сарай. Эта козочка давала вкусное  молочко. Кормили ее соломой.
         Гариф кыры (Гариф лес). В этом лесу поселялись семьи на период посевных и уборочных работ. Они строили себе избушки. Когда в семье рождался ребенок, на деревья вешали  колыбель.  Семьи сеяли пшеницу и рожь,  потому что они нуждались больше всего в хлебе. Гариф обозначает «знающий, мудрый». Не удалось выяснить, почему так назвали этот лес. Возможно, так называли человека, который придумал селиться здесь на короткое время.
     Латыф кырлары (леса Латыфа). В этих лесах также поселялись семьи на период посевных и уборочных работ. У них была общая мельница. Каждая семья строила маленькие избенки.
        Васих кыры (Васих лес) - заимка зажиточного крестьянина, занимавшегося там заготовкой сена для своих лошадей.
Были заимки Алямай кыесо (колодец Алямая),   Исмай кыесо (колодец Исмая), Гайнулла  избушкасы,  Арифулла  избушкасы.     Крестьяне Алямай, Исмай, Гайнулла, Арифулла со своими семьями переселялись в эти заимки весной и возвращались в деревню осенью.
     Крестьяне, в основном, осваивали под пашни те земли, где находились родники. Там они сооружали колодцы, которые до сих пор называют именами их хозяев. Но, к сожалению, в настоящее  время эти колодцы уже   не существуют, местонахождение родников невозможно определить.
     Зажиточные татары кроме сенокосов и пашен имели и свои магазины. Зимой снаряжали обозы в Иркутск, Красноярск.  По Московско-Иркутскому тракту, проходившему через Тёплую Речку и Нижегородку, туда везли мясо, мёд, воск, муку, пшеницу, а оттуда - спички, керосин, ситец, конфеты, сахар, чай, обувь.
    За деревней  Нижегородка  есть  поляна,   которую  называют     Клонча   кыры (Клонча лес). Там находилась вышка, с которой красноармейцы следили за взятыми в плен белогвардейцами. Между Тёплой Речкой и Нижегородкой есть роща, которую называют Жен чыкыры (яма чертей). Люди рассказывают, что в этой яме слышны писклявые голоса, шорохи и даже бегают различные тени. У местных жителей края  хотя было постоянное место жительства, многие селились разрозненно, по две - три семьи близ пастбищ, в лесах. Многие татарские семьи  имели несколько жилищ: зимние и летне-осенние. Все они связаны были с сельскохозяйственными работами.
Создавая названия прудов и озер, человек исходил из необходимости отличить одно место от другого. Прежде всего они показывают тесную зависимость номинации рек от людей, проживаюших в данной местности.   Местные жители давали свои названия  постепенно, по мере надобности в выделении необходимых ориентиров. Интересно то, что, как и дримонимы, гидронимы образованы от личных имен, фамилий, прозвищ людей, которые долгое время там жили, охотились, рыбачили.
    На территории деревни Нижегородка находятся два пруда, которые называются Мурза буасы (пруд Мурзы), Сайфаттал буасы (пруд Сайфаттала).Они названы именами крестьян, которые их создали, построив плотины. За деревней рядом с кладбищем находится пруд Зур буа. В нем по  рассказам респондента  водится су - анасы (русалка) - Водяная мать. Здесь утонула дочь Муллы (Священника). По рассказам людей, эту девочку украла су - анасы. После этого случая в этом пруду утонуло большое количество людей. До сих пор жители Нижегородки верят, что су - анасы существует. В 2008 году весной в ночное время суток жители услышали грохот на улице и звуки лившейся воды. Они быстро выбежали на улицу и увидели страшное зрелище: прорвало плотину. Крупные льдины толщиной до 1 метра лежали на земле. Люди, которые были там, после этого случая говорили, что где-то плакала и жалобно стонала су - анасы.
                                 Информацию подготовила
Худайбердина Руфина
Манафовна,
с.Нижегородка
nnnnn