Мусульманские праздники на 2017 год
Ночь вознесения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует (лейлят-уль-мирадж)
23 апреля (26 раджаб)

Ночь очищения (лейлят -уль-бараат)
10 мая (14-15 шагбан)

Начало поста (ураза)
27 мая (1 рамадан)

Ночь предопределения и могущества (ляйлят уль-кадр)
21 июня (26-27 рамадан)

Праздник разговения, Ураза байрам (Ид аль - Фитр)
25 июня (1 шавваль)

Начало Зуль-хиджа
23 августа (9 зуль-хиджжа)
 
Стояние на горе Арафат
31 августа (9 зуль-хиджжа)

Праздник жертвоприношения, Курбан-байрам (Ид аль-адха)
1 сентября (10 зуль хиджжа)

Начало 1439 год по хиджры
21 сентября (1 мухаррам)

День Ашура
30 сентября (10 мухаррам)

Рождение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует (мавлид ан-наби)
30 ноября (12 раби-аль-авваля)
 
География гостей

Исламская экономика

e678513eaaИсламская экономика
 
     Мы живем многонациональной и многоконфессиональной стране, где проживают люди различных вероисповеданий. Но для каждого живущего экономика страны одна. Ислам представляет собой не только жизнь по нравственным правилам. Так же это совокупность правовых и экономических отношений. Исламская экономическая система коренным образом отличается от любой другой, и это не удивительно, потому что единственным Законодателем в исламе является Всевышний Аллах, Господь всего.
Он создал справедливую систему для всех людей, не допускающую притеснения и пристрастного отношения к кому то ни было.  Экономика в исламе – средство обеспечения достойной, свободной и благополучной жизни людям, а его высочайшая цель – то, что у Аллаха. 
     Экономическая теория ислама уникальна. Она основана на нескольких принципах и правилах, и один из важнейших принципов – частная собственность. Пожалуй, одной из наиболее значимых проблем современности является проблема жилья. Иметь собственную квартиру или дом, даже самый небольшой, является проблематичным в современном мире. Первой причиной является дороговизна жилья, а наряду с этим и низкие заработные платы. Для верующих этот вопрос имеет большую актуальность. Как же поступить мусульманину в современных условиях одновременно не нарушая законы Шариата о запрете ростовщичества и взять ипотечный кредит?
     В одном из своих выступлений в конференциях на этот вопрос ответила кандидат экономических наук Мадина Калимуллина так: «Чисто с экономической точки зрения, у людей с низким уровнем достатка, не имеющих финансовой поддержки или наследства от родителей, возможностей приобрести жилье практически нет. Единственный выход, который они видят – это покупка квартиры в долг или в аренду с выкупом.
     Это возможно запретным способом (ипотека, кредит под проценты) и дозволенным способом:
1) занять у работодателей или родственников средства в долг без процентов;
2) заключить договор мурабаха (договор, предусматривающий продажу товара в рассрочку, приобретенного банком по заявке клиента)   или иджара (договор о приобретении банком оборудования или другого имущества по заявке клиента и предоставлении его клиенту в аренду (наем) на согласованный срок) о приобретении жилья в исламской финансовой компании (однако таковая услуга пока предоставляется в ограниченном объеме только на территории Татарстана в ФД «Амаль» и в ближайшем будущем, возможно, будет доступна в Дагестане);
3) объединиться с единомышленниками, создать жилищный кооператив и постепенно решать вопрос сообща (по примеру того, как действовать «Мэнзил» в свое время, пока не была отозвана лицензия у «Бадр-Форте» банка).
Однако если мы посмотрим на данный вопрос с точки зрения человека верующего, то нам откроются еще множество способов. Один из эпитетов (прекрасных имен) Всевышнего Аллаха – Богатый, и мы видим, как тысячи людей покупают и продают недвижимость. Разве все они являются преступниками (заполучившими финансы незаконным способом)? Среди них есть и те, чьи доходы являются дозволенными. Но ведь они как-то этого достигли?
     Если вас не устраивает Ваше положение, измените его. Необходимо поставить цель, верить в ее осуществимость и двигаться к ней, делать для этого причины, трудиться, использовать разум, объединять усилия, делать дуа. Всевышний открывает пути и дает возможности. Либо в виде более высокого заработка, либо других возможностей.
    Часто бывают ситуации, когда человек входит в запретный договор (той же ипотеки), и затем чувствует, что баракят (благодать) покидает его и его дело.
     В конце концов, стоит рассматривать сложности с жильем как испытание для семьи. Однако сколько людей живут на съемных квартирах, некоторые проживают в них всю жизнь. В то же время, наверняка есть регионы, где стоимость жилья ниже и где можно себе позволить что-то приобрести в собственность.
    Поэтому, на мой взгляд, это все-таки не такая степень необходимости, которая делает дозволенным запретное (кредит под проценты)», - заключила эксперт.
  Ислам установил важнейшие правила, регулирующие исламскую экономику. Соблюдение этих правил обеспечивает ей успех, превосходство, равновесие, справедливость и стабильность:
    Мусульманское общество должно обеспечивать себя самостоятельно. Это означает, что у мусульманской общины должны быть опыт, знания и квалифицированные работники. У нее также должны быть средства производства, заводы фабрики и другие учреждения, позволяющие ей самостоятельно проводить все, в чем нуждается мусульмане в различных областях (например, производство халяльной продукции).  Всевышний говорит в Священном Коране: «Так Мы сделали вас общиной средины [умеющими сочетать мирское благополучие и вечное, старающимися универсально подходить к жизни, когда вера, наполняющая человека, реализуются в позитивные созидательные дела и поступки, и нет в этом слепого фанатизма и крайностей]. Это для того, что бы вы явились свидетелями человечества и что бы пророк [Мухаммад] стал вашим свидетелем [ведь именно он научил вас этому, рассказал о многом и дал рекомендации, способствующие формированию вашего мирского и вечного благополучия]. То направление [совершения молитв], которое было [ранее], Мы задали для того, чтобы [изменив его через некоторое время на другое] понять [и показать] тех, кто следует за Пророком, и тех, кто пятится назад [он сам по себе, при первой же возможности, при изменении настроения отказывается от следования посланнику Божьему, продолжая жизненный путь на свое усмотрение, с пробами и ошибками]. Это [волею Творца начать молиться в ином направлении] является непонятным и сложным лишь для заблудших людей. Для верующих же все просто и ясно. 
      Всевышний не сделает так, чтобы ваша вера исчезла, пропала, погибла, ушла в никуда [тот, у кого она есть, просто так ее не потеряет, изменение направления никак на него не повлияет; ранее совершенные молитвы полноценны, их смысл и значение не потеряны]. [Знайте и не забывайте] к людям Аллах (Бог, Господь) Сострадателен (жалостлив) и Всемилостив» [Коран, 2:143].
     Сохранение ресурсов  и использование их должным образом. Необходимо учитывать все существующие источники доходов, оберегать их и заботиться о них. Каждый такой источник необходимо развивать и использовать наилучшим образом, поскольку наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел мусульманам использовать все, из чего можно извлечь хотя бы какую-то пользу, потому что это блага, дарованные Всевышним Аллахом. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел дохлую овцу, а когда он спросил о ней, ему сказали, что это овца матери верующих Маймуны. Услышав это, он сказал: «Почему же вы не использовали ее шкуру? Ведь запрещено только употреблять в пищу её мясо» (Бухари; Муслим).
     Гармония и интеграция в подготовке и производстве. Все области производства и науки должны развиваться равномерно и гармонично дополнять друг друга. Мусульмане не должны уделять все внимание, например, земледелию и при этом забывать о производстве, и студенты не должны изучать, например, только медицину и при этом вообще не интересоваться инженерией. Мусульмане должны, прежде всего, смотреть на нужды общества и готовить специалистов для того, чтобы вспомнить их дефицит в той или иной области.
Необходимо всегда думать о самом важном – и в области науки, и в области производства. Деятельность мусульман должна приносить только пользу и не вредить отдельному человеку или обществу.
       Постоянный оборот средств и отказ о накопительства. Имущество должно «работать» для того, что бы приумножаться и приносить доход и пользу своему владельцу и другим людям. Имущество не должно оставаться в хранилищах под замком. Всевышний сотворил его для того, что бы оно переходило из рук вруки, как сказал имам аль-Газали, и что бы расходовать его на пути Аллаха. Всевышний сказал: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь жалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» [Коран, 17:29]. Если же человек не желает расходовать на пути Аллаха, это считается накопительством, которое запретил Всевышний: «Верующие, [имейте в виду, что] немалое количество ученых мужей и монахов (праведников, носителей внешних атрибутов праведности) поедают имущества людей лживыми способами [они обманом наживаются, используя положение, красноречие, уважение к тому, что увязывается с Богом], ко всему прочему [своим поведением] сводят людей с верного пути (с пути набожности и благочестия). Также [обманом поедают чужое имущество] те [люди], кто накапливает (складирует, закапывает) золото, серебро [и иные материальные ценности, с которых должен выплачиваться ежегодный закят] и не тратит это на Божьем пути [на богоугодные дела]. «Порадуй» их болезненным наказанием. 
     Придет день, когда все это [незаконно или жадно скопленное в мирской обители богатство примет определенную форму, приобретет соответствующие характеристики и] начнет нагреваться, накаляться в адском огне [до невообразимо высоких температур]. Затем их [греховно запасавшихся богатством] будут прожигать («проглаживать», ставить на их телах клеймо) этими накоплениями [которые примут некое подобие орудия для клеймения скота], их лбы, бока и спины [будут выжигаемы и восстанавливаемы заново, чтобы нанести новые невыносимые боли]. [А сопровождаться душераздирающий процесс будет словами:] «Это то, что вы припасли для самих себя. Вкусите же припасенное (накопленное) вами!» [Коран, 9:34, 35]. 
      Удерживать имущество и не пускать его в оборот запрещено, потому что это наносит вред отдельному человеку и всему обществу.
     Умеренность в расходовании средств. Одним из принципов ислама является умеренность во всем, особенно в расходовании средств. Ислам велел экономично тратить на еду, питье, одежду и удовлетворение остальных потребностей. Мусульманин должен пользоваться дозволенными благами мира этого умеренно, не допуская чрезмерности и расточительства. В Коране сказано «…Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте продукты питания в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Всевышний не любит расточительных. [Нелюбовь Творца может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя обычно сами в этом повинны]» [Коран, 7:31].
     Социальное равновесие между всеми классами общества. Всевышний Аллах пожелал, что бы все люди были равными. Они отличаются друг от друга своими талантами, красотой, умственными способностями и состоятельностью. Эти различия естественны, и наш Мудрый Господь создал их с определенным умыслом. Если бы все люди были одинаковыми и обладали одинаковыми способностями, они не смогли бы нормально жить. Поэтому неудивительно, что среди людей есть богатые и бедные, и каждый человек занимает определенное место в деятельности, которая ведётся в человеческих обществах. Всевышний Аллах сказал: «Господь сделал вас разными в уделе [в вопросе благосостояния люди не одинаковы; одним Он предоставил преимущества перед другими]. Имеющие [явные] преимущества [высокий достаток и власть, например] не отдадут это своим подчиненным, сделав их равноправными [в распоряжении богатством, властью. Шоферу, охраннику или дворнику бизнесмен не перепишет свое многомиллионное состояние; министр не передаст добровольно всю власть уборщице. Так почему же вы ставите на один уровень с Творцом то, что Он сотворил, почему поклоняетесь кому-то еще помимо Него?! Вы не в состоянии уравнять в своих правах и возможностях одного человека другому — человека! Так как же вы смеете приравнивать что-то из сего бренного мира Тому, Кто Всесилен, Всемогущ и ничем в качествах и возможностях не ограничен?!].
      Люди отрицают блага, дарованные им Всевышним?! [Что за неблагодарность в их поведении? Они готовы чему угодно поклоняться, только не Богу!]» [16:71].
      «…Мы [продолжает Творец] разделили (распределили) между ними достаток (средства к жизни, пропитание) в земной обители и подняли одних из них над другими в степенях [предоставленных возможностей и приобретенных навыков], дабы одни из них брали на работу других (одни нанимали других; одни пользовались услугами других).
Милость Господа твоего лучше, чем все то, что они собирают (накапливают) [стремясь накоплением того или иного вознестись, возвыситься над другими]» [43:32].
       Несмотря на существование между людьми различия, ислам стремится поддерживать в обществе социальное равновесие и гармонию, которые являются основой для построения справедливой и сбалансированной исламской экономики. Вот некоторые средства, помогающие поддерживать это равновесие:
      - сближение богатых и бедных. Ислам мешает богатым преступать установленные Всевышним границы и в то же время повышает уровень жизни бедных, стремясь установить социальное равновесие между людьми и избежать возникновения вражды и противостояния между членами общества. 
     Ислам не приветствует сосредоточение огромного богатства в руках нескольких человек, потому что это приводит к обнищанию большинства людей. Это – один из принципов ислама, отражающий его взгляд на имущество и экономику. Всевышний Аллах сказал: «То, что Аллах (Бог, Господь) даровал (возвратил) Своему посланнику из [имущества] обитателей тех или иных поселений [распределяется следующим образом:] [первостепенно оно принадлежит] Аллаху (Богу, Господу) и [передается] Посланнику, родственникам [его, пророка Мухаммада], сиротам [детям из малоимущих семей, оставшимся без отцов], нищим и путникам, дабы не распределилось это между вашими богачами [людьми, имеющими достаток и не нуждающимися в помощи]. То, что дает вам посланник [Божий], берите, а что запрещает, от того воздержитесь. Бойтесь Господа [не превращайтесь в тех, кто под тем или иным предлогом может посягнуть на чужое имущество], поистине, Он сурово наказывает» [59:7]. 
       Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следовал этому принципу. Вспомним, как после похода на бану Надыр он отдал всю добычу бедным мухаджирам («совершивший хиджру»— мусульманин, во времена пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует)  переселившийся из Мекки в Медину в 622 году), ничего не оставив ансарам ( помощники Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).